1 АПРЕЛЯ – ПРИТЧИ О СМЕХЕ
Можно ли серьезно говорить о смехе и смешно говорить о серьезном?
Есть ли хоть одна вещь, способная их объединить, пусть даже тонкая нить…
Да, это смех сквозь слезы и радость сквозь горе, которые объединяет сознание.
Единое сознание всех живых существ, а неживых на свете не существует…
Естественно, возникает вопрос, насколько способен помочь человеку смех?
Он может завести людей как в тупик, так из него вывести, породив успех.
История это подтвердила жизнью святых, чудаков и юродивых, очистивших род.
Далее несколько эпизодов и судьбоносных мгновений, как подтверждение...
***
Есть такой легендарный персонаж - смеющийся Будда (Хотей), которого признает едва ли не треть восточного мира, а, как известно, «Восток – дело тонкое».
Вот давайте и поговорим о тонком и глубоком.
Откуда взялось у множества людей уважение и даже поклонение к «счастливому человечку», имеющему далеко не презентабельный вид – малый рост, большой животик и очень большую улыбку - на все лицо.
Это и есть истинное лицо жизнелюба, которое привлекает внимание миллионов людей .
«Весёлый, смеющийся монах Хотей стал своеобразным символом хорошего настроения: любой унылый серый день становится светлей от одного взгляда на блестящее шарообразное пузо, лысину и веселое лицо со всеми своими морщинками излучающее искреннее веселье.
В любой индийской тканной лавке его знают как «счастливого человечка» — на протяжении долгих лет носил он это имя, а в настоящее время даже полуграмотный уличный торговец скажет вам, что упитанный весельчак — это не кто иной, как смеющийся Будда (на китайском 笑佛 xiào fú). Китайцы, зовущие его «Хотей» или «Будай», верят, что весельчак на самом деле жил в Китае более тысячи лет назад и являлся реальным буддийским монахом.
Считается, что своим происхождением» смеющийся Будда, или Хотей, обязан буддийским и синтоистским религиозным верованиям, истоки его появления можно проследить еще со времен китайской династии Поздняя Лян. Давным-давно жил буддийский монах, известный под именем Цицы (契此 qiècǐ), он и послужил прототипом для всем известного Хотея, смеющегося Будды, «счастливого человечка» или Майтрейи.
У входа в любой китайский буддийский храм обычно находится статуя смеющегося Будды, которому поклоняются, как Богу удачи и процветания.
О Хотее так же известно, что он постоянно ходит с мешком, доверху наполненным сокровищами, конфетами для детей, едой и подарками для бедных. Иногда его изображают сидящим на повозке, запряженной юношами, а иногда — размахивающим веером, исполняющим желания. Огромный толстый живот Хотея — это символ счастья, удачи и щедрости.
Другой предмет, который часто можно видеть вместе со смеющемся Буддой — это миска для подаяния, символ, отсылающий к буддийской философии.
Интересно, что на китайском и на японском языках название весельчака пишется одинаково и переводится схоже: 布袋 — «холщовый мешок», а в японском еще и «обжора», однако на японском эти иероглифы звучат как «Хотей», китайцы же произносят их как «Будай» bùdài.
Одним из главных заблуждений западного человека относительно Хотея является отождествление Смеющегося Будды с Буддой Гаутамой, основателем буддизма. Будда Гаутама (настоящее имя Сиддхартха) родился в Непале около 2500 лет назад, а смеющийся Будда является одним из буддийских монахов, последователем религии, основанной за 1500 лет до его рождения.
***
Этот первоапрельский обзор начат с Востока потому, что именно там восходит Солнце.
Вот еще один солнечный эпизод – светлая и высокая личность, Далай-лама, побывал в небольшом городке Итака, где поклонники обратили внимание на то, что яркие блики света играют не только на его обритой голове и сопровождающих монахов, а и на всех счастливых лицах.
Что же это за люди такие? И почему они так непростительно счастливы?
Ответ, конечно же, в том, что монахи усердно трудятся, чтобы стать счастливыми, мирными людьми, помногу часов в день медитируют, успокаивая свой ум и стараясь сохранять сострадание ко всем человеческим существам.
Однако вопрос, почему нужно так много усилий, чтобы стать сострадательным, миролюбивым и счастливым человеком? Почему все мы не носим шафрановых одежд и не улыбаемся?
Его Святейшество утверждает, что в нашей природе заложено чувство сострадания к другим. И это правда. Люди способны испытывать сочувствие и симпатию - чувства, заставляющие нас помогать нуждающимся людям, даже незнакомцам. Но человеку также свойственно быстро забывать о несчастье, горе или боли, если ее испытывает кто-то другой. И нам нужно, чтобы о них нам напомнил тот, кого можно назвать Учителем сострадания.
Это объясняет, почему люди тянутся к Далай-ламе, которого олицетворяют не только с состраданием к трудной земной судьбе человека, а и стремлением к светлому будущему, которое ведет к просветлению.
Отсюда и улыбка святейшества Далай Ламы и его монахов.
***
Смех в какнонической Библии упоминается всего несколько раз. Например, когда идет описание реакции Авраама и Сары, которые рассмеялись, когда Бог сказал им, что они смогут даже в своем преклонном возрасте дать жизнь ребенку.
И все-таки Иисус Христос родился, а также помогает рождать духовных людей уже в течение двух тысяч лет - поколение за поколением.
Есть в ортодоксальном христианском учении, построенном на доктрине страдания («Бог страдал и нам велел») небольшие исключения.
Это, конечно же, святые наставления блаженных старцев, которых, слава Богу, немало.
Вот несколько цитат от христианских мудрецов, которые явно не укладываются в каноны, а то и вовсе звучат парадоксально.
Святой Василий Великий: «Душевную радость изъявить светлою улыбкою не противно приличию, поколику только выражается написанное: сердцу веселящуся, лице цветет (Притч. 15, 13). Но смеяться громко, всем телом приходить в невольное сотрясение свойственно человеку необузданному, неискусному, не умеющему владеть собой».
Святой Иоанн Златоуст: «Итак, будем плакать, возлюбленные, будем плакать, чтобы поистине посмеяться, чтобы поистине возрадоваться во время действительной радости»
***
И снова истинный глоток, если уйдем на Восток.
Чем привлекательна живая философия, которую дал людям, например, греческий мудрец Диоген?
Это свобода, несмотря на то, что философ жил в бочке, однако к нему явился за советом царь и великий полководец Александр Македонский.
Когда философ медитировал, царь нарушил покой и пообещал нищего осчастливить: «Проси у меня, чего хочешь».
Диоген ответил кратко: «Не заслоняй мне Солнца».
Что ж, на этих солнечных словах, и можно завершить краткий исторический обзор.
Ясное дело, что будут разные мнения, но если запретить смех и 1 апреля, то цивилизация не будет иметь шанса на спасение.
Информационная подборка - А.Одинцов