Если не можешь быть пастухом, идешь как бесперспективный в школу. Украинка побывала в африканском племени химба

Самое незабываемое путешествие в жизни украинской активистки и заядлой путешественницы Натальи Панченко случилось совершенно неожиданно. На одной из корпоративных вечеринок в Киеве, куда девушку пригласили друзья, на ее входной билет выпал главный приз в розыгрыше лотереи от одной из иностранных авиалиний. А именно — билет для двоих в любую точку мира в любое удобное время бизнес-классом. Наташа давно мечтала попасть в племя химба — немногочисленный народ в пустыне Намибии, который живет, соблюдая древние традиции. Целый год откладывала деньги на поездку. Путешественница поделилась своими впечатлениями с читателями «ФАКТОВ».

 

Наталья Панченко в племени химба
 

— После того как наш самолет приземлился в Кейптауне — столице Южно-Африканской Республики (ЮАР), мы с другом арендовали джип, — рассказывает Наталья Панченко. —Первым делом отправились на Мыс Доброй Надежды — почти самую южную точку африканского континента. Стоя на берегу Атлантического океана, который видела впервые в жизни, вспоминала своего учителя географии из Тарасовской средней школы Зеньковского района на Полтавщине. Когда Виктор Самсонович Скрипник заставлял нас показывать на карте все крайние точки Африки, нам казалось это ненужным. «Ну нааашоо нам та Африка? Це ж хтозна де! Головне, про Україну знать», — пытались мы с одноклассниками провоцировать учителя. Виктор Самсонович отвечал: «Учіть, бо хтось колись спитає, а ви не знатимете. Мене опозорите». И вот, спустя тринадцать лет после окончания школы, стояла я на Мысе Доброй Надежды, смотрела на его красоту, а в голове вертелась мысль: «Какой же он маленький, наш шар земной! Совсем не такой, как его рисуют на картах и глобусах. И Африка не так уж далеко от Тарасовки, как когда-то казалось».

В ЮАР — стране двух океанов и чрезвычайно красивых гор — началось наше знакомство с представителями экзотического кочевого народа гереро, с которого берет происхождение племя химба. В конце ХIX века часть гереро, в котором женщины носили лишь кожаные набедренные повязки, как и сейчас в химба, были колонизированы немцами. И жены миссионеров научили местных женщин одеваться в напыщенные платья с многошаровыми юбками и блузы с пышными рукавами в викторианском стиле. И они до сих пор так и ходят, добавив ярких африканских красок. Единственное, что гереро оставили в своем традиционном «дресс-коде», так это рога на головных уборах. Это скотоводческие племена, поэтому самым большим богатством для них являются коровы. Головной убор женщины-гереро до сих пор определяет ее статус: чем длиннее рога, тем богаче ее муж. Они занимаются преимущественно скотоводством, разговаривают на одном языке с химба, используя немецкие «данке» и «битте». Только выглядят иначе.

— Поселения химба не значатся ни на одной карте мира. Их сложно было найти?

 Достаточно сложно. Мы преодолели свыше трех тысяч километров, проехав всю Намибию с юга на север, и значительная часть пути пролегала по саванне. Правда, дороги в Намибии хорошие — хоть и узкие, но ровные. Такое состояние трасс поддерживается благодаря тому, что при въезде в страну взимается 295 намибийских долларов (600 гривен) с каждого автомобиля в фонд развития дорог. В селах дороги грунтовые, но поскольку земля каменистая, они тоже довольно ровные.

Племя химба мы начали искать на форумах задолго до поездки. Причем вели поиски сразу на четырех языках: украинском, русском, польском и английском. Но информации о том, где живет племя, практически не было — химба через несколько лет меняет свою локацию, перебираясь к новым пастбищам. Те, у кого мы расспрашивали дорогу, давали лишь приблизительные ориентиры. В общем, ехали наугад. Когда к поселению оставалось километров 200—300, нам сказали: «Тут уже близко».

— Как вас приняли?

 Химба — открытый, дружелюбный народ. Нашим переводчиком и гидом по селению был сын сельского головы Адам. Он ходил в школу, поэтому знает английский язык. В то время, когда мы добрались до селения, мужчин в нем уже не было — они с утра и до вечера пасут коров. В селе проживают 10 мужчин, 27 женщин, 49 детей и 150 коров. Именно в такой последовательности химба все и пересчитывают. Есть еще козы, но они не имеют такой ценности, как коровы, поэтому их количество нам не уточнили.

Возле глинобитных хижин дымились костры, на которых красивые статные женщины готовили еду в казанках, помешивая ее деревянными палочками, найденными, вероятно, под ногами. Основа питания химба — кукурузная мука, молоко, овощи и сушеное говяжье мясо. Мясо они сушат на деревьях. Говорят, вкусное. Нам с другом предлагали, но мы вежливо отказались.

 


* Так выглядит селение племени химба. Женщины продают туристам нехитрые украшения

 — Жилища химба, в которые они с удовольствием приглашают понравившихся им гостей, очень маленькие, — продолжает Наталья. — Хлипкие двери закрываются лишь на цепочку и колодку. Все «убранство» — матрасы и одеяла. Вместо шкафа — крючки, на которых висит всякий «скарб». Зато в хижинах прохладно, поскольку они сделаны из глины и укрыты камышом, как когда-то в украинских селах. В помещении химба прячутся днем, когда температура поднимается до пятидесяти градусов. Некоторые спасаются от жары под кронами деревьев.Под конец нашего визита мы настолько сошлись с местным населением, что позволили потрогать друг друга за волосы. У женщин химба грубые дреды, измазанные смесью охры, жира и глины, которые никогда не расплетают. Женщин заинтересовала моя прическа. К брелокам и магнитикам они остались равнодушны.

 


* Женщины химба выглядят моложаво, имеют красивую осанку и доживают в среднем до 75 лет

 

— Слышала, что женщины племени никогда не моются, но при этом от них приятно пахнет.

— Более того, набедренные повязки они тоже не стирают, а только прокуривают благовонными травами. Дымящееся зелье находится в глиняных горшках, над которыми установлены сооружения в форме пирамидок с отверстиями. Химба подставляют под исходящий дым головы, прокуривают в нем свои «юбки», набросив их на пирамидку минут на 10—15. Дым не только придает приятный запах, но и уничтожает всяких насекомых в волосах. Мытье водой им заменяет смесь охры со звериным жиром. Каждое утро женщины начинают с этой процедуры: соскребают остатки вчерашней смазки с примесью грязи и наносят на тело и волосы новый слой. Это служит защитой от палящего солнца и отпугивает насекомых. Пропитанная таким «кремом» кожа приобретает приятный шоколадно-красноватый цвет. Эта традиция тянется испокон веков, поскольку племя вынуждено было всегда экономить воду.

Кстати, женщины не приступят к работе, пока не намажутся охрой, не обработают таким же образом кожу детей и не наденут на себя многочисленные украшения. Полагаю, эта неторопливость и тщательный уход за собой сказываются на состоянии кожи женщин. Они выглядят моложаво, имеют красивую осанку и доживают в среднем до 75 лет.

 


Женщины не приступят к работе, пока не натрут тело охрой и не наденут многочисленные украшения

 

— Мужчины тоже мажутся «кремами»?

— Нет. Более того, им позволено мыться. Правда, на мой вопрос, как часто они это делают, я не получила четкого ответа. «По мере надобности», — объяснил Адам. Обычно моются, когда им надо выехать в город. Мужчины химба более социализированы, они носят одежду, могут работать в городских учреждениях.

— Удаление четырех нижних зубов — тоже дань традиции?

— Химба объясняют, что без этих зубов им легче разговаривать (у них специфическое произношение с множеством шипящих звуков). Когда девочка достигает половой зрелости, ей не просто удаляют, а выбивают (!) четыре зуба в нижнем ряду. А чтобы не кровоточили десна, их прижигают каленым железом. Причем дети очень ждут этого события, и когда зубы выбивают, не плачут, а радуются. Вот что значит моральный настрой!

— Это делается, как я понимаю, без участия стоматолога?

— Медицина в Намибии вообще слабо развита, а в племени есть только колдун, который лечит от всех болезней, даже от змеиных укусов. Доктора вызывают в тех случаях, когда человеку становится совсем плохо. Но ближайший город находится от поселения на расстоянии 700 километров. Роды женщины принимают одна у другой самостоятельно.

— У них матриархат?

 Полигамные отношения, свободная любовь. Конечно, стратегические задачи решают мужчины и на собраниях племени женщины не имеют права голоса. Однако именно женщины занимаются поисками воды и ее доставкой в селение, которое располагается вокруг скотного двора. Они же доят коров, строят хаты-мазанки, воспитывают детей, зарабатывают деньги, продавая немногочисленным туристам на базаре свои нехитрые украшения, сделанные из дерева и отделанные бисером, камушками, косточками, семенами. Кстати, чтобы тебя пустили в село, нужно заплатить 300 намибийских долларов с одного взрослого. Мы торговались, поэтому заплатили по 200. Там везде нужно торговаться. Обычно цену удается сбить на треть, а то и наполовину.

Для них нормально, когда жена в длительное отсутствие мужа рожает ребенка от другого. Появлению детей здесь рады. Это богатство племени, их воспитывают сообща. Несколько жен одного мужа прекрасно уживаются между собой. Я интересовалась у женщины, супруг которой работает в министерстве (химба имеют свое представительство в намибийском парламенте) и в племени появляется редко, не сказывается ли длительная разлука на интимных отношениях. На что она ответила: «Так в племени много других красивых мужчин». И с гордостью добавила, что ее муж собирает деньги на то, чтобы купить вторую жену. Если мужчина бедный и не имеет возможности заплатить родителям невесты выкуп (обычно это 5 коров), то ему не светит жениться. Поэтому женщины часто имеют детей, но не имеют мужа.

Бывают случаи, когда отцы одалживают своих молодых жен сыновьям. Девушки выходят замуж в 16—18 лет. Мальчики считаются взрослыми после того, как убьют на охоте свое первое животное (15—17 лет). С этого момента они получают право голоса в племени и право на женитьбу. Однако женятся, в основном, после 30. До этого зарабатывают на коров. Первую жену для молодого человека всегда выбирает семья, а следующих он может выбирать сам.

 


В племени химба полигамные отношения, появлению детей здесь рады и воспитывают их сообща

 

— Как обстоят у химба дела с образованием?

— Школы есть не в каждом селе. Из того, в котором мы были, учится 27 детей. В школе, которая представляет собой хижину с облупленными стенами, работает три учительницы: намибийка и два волонтера из Германии, приехавшие на несколько месяцев. Но не все дети получают даже начальное образование. Поскольку это племя скотоводов, для них главное — уметь пасти коров. И если к семи годам ребенок не проявляет успехов в этом деле, тогда его отдают в школу. Лишь единицы выбиваются в цивилизованное общество.

 


«Дети вообще не понимают, что ты из другого конца планеты — бегут, обнимают и не хотят отпускать

 

— Наташа, чем еще тебя удивили химба?

— Солнечными панелями на камышовых крышах мазанок. Людям же надо как-то заряжать мобильные телефоны. Если женщины химба появляются в городе, одетые лишь в традиционные кожаные плахты (иногда переднюю часть юбок они делают из современных тканей) и многочисленные украшения, это ни у кого не вызывает шока.

Самая большая проблема для племени — сезонные наводнения, которые сносят их жилища, и набеги львов и слонов. Причем животных они не имеют права убивать. Должны спрятаться, затем позвонить властям и сообщить о проблеме, а уж власти решат, как поступить с дикими животными. Они никогда не видели снега и не имеют представления, что это такое. «Расскажи о вайт Кристмас (белом Рождестве)», — просили меня. Спрашивали, холодный ли снег, сколько дней в году светит у нас солнце. Им интересна жизнь вне племени.

Я ехала от химба наполненная любовью, добром, новыми впечатлениями и размышлениями. Думала о том, что независимо от того, где мы живем, что едим, какого цвета у нас кожа и во что верим, мы очень похожи. У всех одинаковые эмоции. Мы можем легко понять друг друга, рисуя на песке или показывая руками. А дети вообще не понимают, что ты из другого конца планеты — бегут к тебе, обнимают и не хотят отпускать…

Источник  «ФАКТЫ»