ИСТОРИЯ ЮЖМАША ИНКРУСТИРОВАНА ТРИУМФАМИ. Легендарному предприятию – 80 лет!

Южмашевская история - это эстафета устремлений, которые сделали возможным не только яркие земные восхождения, а и эпохальный взлет в космос, где ракетостроители вписали в летопись высочайшие достижения. Легендарный ракетно-космический исполин превратил в явь самые высокие мечты человека об освоении космоса и таким образом материализовал устремления, надежды и веру в реальную космическую эру.

***

Ракета-носій “Зеніт-3SL” – Південний машинобудівний завод

"ZENIT" устремился в зенит - старт знаменитого ракетоносителя с морской платформы

 

Коллектив Южмаша восемь десятков лет тому назад, будучи в составе союзного государства, был включен в решение геополитической задачи. Примечательно, что в совершенно автономной области коллективу удалось достичь невиданных в мировой практике достижений. Во всяком случае, большая часть коллективной истории – это звездная тропа восхождения. Как результат:    триумфы за триумфами. И о них мы вкратце напомним нашим читателям. А пока приходится признать (из песни слов не выкинуть), что свое восьмидесятилетие коллективу предприятия приходится отмечать под вражеским обстрелом. И что более всего прискорбно, что военные действия ведет сторона, с которой еще недавно сооружали надежный оборонительный Щит против совсем другого потенциального агрессора...

Парадоксы истории: в настоящее время США и Запад - незаменимые сторонники защиты Украины и гаранты цивилизованной стратегии развития мира…  

Традиционно, отмечая юбилейные даты Южмаша, мы начинали повествование  с «первого колышка», с имен первых руководителей, которым было доверено строительство крупнейшего предприятия на окраине Днепропетровска и заканчивали непревзойденными успехами в области ракетостроения под руководством управленцев предприятия последних десятилетий. Акцентировали внимание читателей на том, что в течение последних десятилетий у руля Южмаша находились подлинные маршалы ракетостроения.

Но нынешняя ситуация вынуждает изменить логическое развитие исторических событий и начать этот рассказ с деяний девятого по счету руководителя Южмаша, Сергея Николаевича Войта.

undefined.

Если его восьми предшественникам надлежало денно-ночно ковать Щит и Меч некогда общего отечества, то С.Н.Войту приходится, кроме прямых производственных задач, держать удар, находиться в прямом и переносном смысле под огнем противника, который еще вчера  позициционировал себя по идеологическим соображениям, как старший брат, и вдруг устроил "розбрат" и вероломную агрессию.

К традиционной турбулентности, которая органически была заложена в механизм производства ракетной продукции, добавилась необходимость созидать под вражеским огнем. Как тут удержаться от радикального объяснения ситуации, говоря, что С.Н.Войту досталась эпоха «распятий». Ведь это не просто ситуация, а исторический вызов, и не случайно на ключевой должности оказался настоящий мужчина и лидер, умеющий держать удар, но для победы нужен рычаг Архимеда... Легендарный коллектив находится в прямом смысле под обстрелом, так что он обстрелянный... Такое ощущение, что вчерашний «старший брат»  по сей день не может смириться с мыслью о том, что после развала Союза жемчужина мирового ракетостроения, коим является Южмаш, досталась Украине.

... Юбилеи  побуждают к некоему броску в прошлое завода-юбиляра. Это многострадальное геополитическое сокровище рождено было на берегах Днепра в пору, когда на западной границе еще шли ожесточенные бои Второй мировой войны.

 Решено было возвести завод по производству грузовых автомобилей. И эта задача была успешна решена. В 1947 году с заводского конвейера сошел первый опытный грузовик ДАЗ-150 «Украинец». Параллельно была запущена программа выпуска автопогрущиков на базе тогдашней модели «ЗИС-5». Энтузиазм коллектива был так велик, что новаторы сотворили для армии даже плавающий автомобиль «Амфибия».

 

Но мировая геополитика  сместила акценты. На смену богу войны – пушкам и коннице С.Буденного интенсивно двигалась новая эпоха. О ней заявил в конце 2-й мировой войны ученый и инженер Фон Браун введением новых воздушным носителей ракетного типа "ФАУ". В то время это стало настоящей сенсацией. До этого человечество знало аэропланы,  с которых начиналась эра воздухоплавания. Браун практически «нащупал» в неизведанном грандиозную перспективу человечества.  Пока что о космических носителях речь не шла...

Хрестоматийно известно, что "немецкую изюминку" в конце войны вывезли (то, что осталось после разгрома Германии) в Советский Союз. Начали изучать по фрагментам, что за штука такая - эта ФАУ. Естественно, что этим было доверено заниматься  специалистам, а их в то время почти не было... Возможно, наибольшее представление в данной области имел в ту пору уроженец Украины С.П.Королев, прошедший двухгодичную авциационную подготовку в Киевском политехническом институте, который и занялся с немногочисленными единомышленниками изучением творения Брауна, а также извлечением максимальной пользы немецких открытий для обороны страны.

Как только у С.П.Королева появились «проблески» в части уже отечественного проекта, потребовался завод (а вскоре и  самостоятельное КБ)  по организации проектирования и выпуска космических носителей. Отечественные первопроходцы увидели в ФАУ – зародыш для космического носителя.

Королевское НИИ-88 под боком у Кремля явилось по сути  неким инкубатором идей для вызревания по пути обретения нового в области вооружения. Само вооружение будет создано в условиях провинциальной глубинки, куда будет вынуждена переселиться столичная техническая знать. Это такие столпы ракетостроения как В.С.Будник, а позже и сам М.К.Янгель, который возглавит ОКБ-586, о котором вскоре будет наслышан мир.

p 12 Економічні новини - головні новини України та світу

Но первым из великих окажется в провинциальной глубинке Л.В.Смирной, с команды  которого и начнется сам процесс зарождения ракетостроения на берегах Днепра.

До него управлять строящимся  автозаводом  было доверено А.И.Романову.

По мере подготовки  производственных  мощностей, руководителем завода стает Г.М.Григорьев. Со временем его сменяет К.В.Власов.

Это «штатские» директора  автопромышленности. Как только строящийся объект обретет контуры  реального производства, явится Л.В.Смирнов с непостижимой для того времени экзотической задачей организации ракетного производства. Заслуга предшественников, кроме прочего, в «закладке» надежного фундамента для феерического взлета уже при Л.В.Смирнове. Именно Леонид Васильевич отдал военным первую стратегическую, которой рукоплескала воинская знать страны. Более того, на базе Смирновского боевого носителя был создан в стране новый род войск РВСН. Это невиданное по тем временам достижение.

Леониду Васильевичу доверили более значительные масштабы управления, но осиротел ли Южмаш без него? Руководитель присмотрел к тому времени надежную личность в лице А.М.Макарова. Именно ему  Л.В.Смирнов с легким сердцем вручил ключи от Союзного завода 586, возвращаясь в столичную политическую элиту. Руководитель такого ранга требовался державе на более значительном посту, как недостающее звено в управлении громадного государства.

А.М.Макаров стал блестящим преемником своего предшественника, о чем говорят две золотые Звезды Героев.на мундирах этих ярких личностей. 

yuzhmash 2

Легендарный директор Южмаша Александр Максимович Макаров 

История Южмаша - это четыре поколения межконтинентальных баллистических ракет,  лучший в мире космический носитель «Зенит» и многое другое, что обогатило не только отечественную воинскую знать, но и ракетно-космическую науку, ибо КБ и завод создали более 400-т образцов спутниковых систем не только разведовательного  характера, а и для научных целей. Остовом всех этих достижений  стал пятитысячный коллектив ОКБ-586 и 52-тысячный коллектив Союзного завода 586, которыми  в связке руководили А.М.Макаров и М.К.Янгель.

С высших эшелонов власти снизошло по силе нечеловеческое предвидение - определить Янгелю и Макарову один маршрут. Причем, ограждая этих двух руководителей на всем пути своеобразной защитной полосой, способной не давать отвлекать от главного…

yuzhmash 4

В  первых рядах одной из первых эпох: справа налево: гендиректор предприятия А.М.Макаров, генсек Украины В.В.Щербицкий, главный инженер завода Л.Л.Ягджиев, министр отрасли С.А.Афанасьев и генеральный конструктор КБЮ  В.Ф.Уткин 

 

Без этих двух исторических личностей трудно представить историю Днепровского ракетно-космического центра.

Конечно, плечом к плечу с М.К.Янгелем был В.С.Будник, другие видные специалисты. В шеренге А.М. Макарова шествовало много  «мускулистых» производственников типа  Владимира Ивановича Сичевого и ему подобных.

За неимением места в данном фрагменте, мы опускаем подробности того, как  поднимался Южмаш к своему всемирному величию. Многие о нем наслышаны. 

Образно говоря, Л.В.Смирнов сумел завод вывести из «бездорожья» на магистральный большак. По большаку надлежало  вести завод Макарову дальше. Это, однако, не означало, что 55-летнему Макарову была уготована дальнейшая служебная карьера человека, почивающего на лаврах. А лавры были, Золото градом сыпалось на завод и КБ. К тому времени сам глава державы Н.С.Хрущев дважды наведывался на завод и дважды щедро вознаградил ракетостроителей за выдающиеся успехи. Это был период расцвета многотысячного коллектива. Гордостью за его свершения проникся сам Хрущев, сравнивая выпуск ракет на Южмаше с выпуском сосисок, т.о есть до автоматизма отлаженным.

Коллективные успехи во многом зависят от руководящего начала. От стратегического и тактического в характере руководителя предприятия. И если Л.В.Смирнов, четвертый по счету директор завода, начинал свое директорство сборкой «единички» (праобраза ФАУ) из комплектующих внешних поставок, а закончил успешным пуском двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64), то А.М.Макаров – это законченный оборонно-ядерный Щит Отечества.

Четвертое поколение ракет создавалось южмашевцами в условиях, когда в мире  созрело понимание того, что гонка вооружений ведет в никуда. Была поставлена задача создать такие ракетные комплексы, которые бы взяли на себя тяжесть поддержания военно-стратегического паритета. Это был последний ультиматум тогдашнего руководства страны в противостоянии с мощно воооруженным Западом. Это был период популярной среди американцев идеи «звездных войн». Американская идея «звездных войн» подхлестнула нас на выпуск изделий 15А18М, 15Ж60 и 15Ж61.

Заводчане справились и с этой задачей. Армия получила самое устрашающее оружие, народы – реальную надежду на оздоровление международного климата.

Верхом ожиданий явилось на вооружении БЖРК РТ-23 УТТХ.  Это то изделие, до которого не могли додуматься даже фантасты. Это неуловимый поезд с ядерным боезарядом на борту. С виду он один – в один с поездом, составленным из вагонов-рефрижераторов.

Автор очерка имел честь встречать это-чудо-техники глубокой ночью в Березановке в составе зам. гендиректора по гарантийному надзору Южмаша А.Ф Науменко и начальника управления этой службы И.С. Пономаренко. Следуя с места рождения - Павлоградского механического завода - неуловимый поезд в Березановке осуществлял в тот момент технологический «отстой».

В 1986 года А.М.Макарова сменяет на посту генерального директора Южмаша Л.Д.Кучма, на долю которого выпало немало трудностей, связанных с доведением до логического завершения многих тем. Это успешный пуск ракеты-носителя «Энергия», на первой ступени которого использовалась связка из четырех первых ступеней «Зенита», и завершение летных испытаний самого «Зенита», РК 15Ж61, РК15А18М и ГЧ 15Ф173, а также 15Ж60, изготовление ступеней разведения ракеты 15Ф18М, постановка на боевое дежурство РК-Р-36М2 с ГЧ 15Ф173 и РТ-23 УТТХ в вариантах ОС и БЖРК.

При Кучме комплекс «Целина-2» (спутник-разведчик) был поставлен на вооружение. 

yuzhmash 5

 Они создавали ракетные вехи и творили успехи: главный инженер В.А.Андреев и гендиректора Л.Д. Кучма и Ю.С.Алексеев 

 

В агонии неопределенности решением правительства была принята на вооружение главная машина четвертого поколения Днепровского ракетно-космического куста РК 15А18М с ГЧ 15Ф175.  Скарб человеческого гения, ведь это изделие стало главным замком от внешних посягательств на одну шестую часть суши.

Август 91-го  приносит южмашевцам передышку - мышцам и интеллекту. Напряг спадает с такой силой, что вскоре наступает ощущение социальной катастрофы. Рухнуло, как карточный домик, фундаментальное сооружение, которое в монолите объединяло миллионы разноязычных народов, имеющих общую военную промышленность и в т.ч. единый ракетно-ядерный щит. К тому же пятнадцать республик артериально были единым  экономическим  организмом.

До последнего коллектив завода выполняет задачи союзного правительства, хотя после августа 91 года Украина вырвалась из союзного Договора по части общего «коммунального» проживания.

Август 91-го указал на то, что пришел конец душевному комфорту, который был связан прежде всего с  производственной загрузкой. 

В какие только крайности не бросались, обретя свободу, лишившись привычных московских ориентиров… Замахнулись было даже строить самолеты!

 «Свободное плавание», то бишь, незнакомые для нас рыночные отношения, побудили искать «пропитание»  в зарубежье.   В начале 1992 года группа деловых людей Южмаша во главе с  генеральным директором Л.Д.Кучмой предприняла попытку навести мосты с деловым миром Египта. Доставили южмашевцам ширпотреба.

Шмотки – шмотками (в ту пору это было актуально), но пора уже заняться выгодной продажей нашей техники. В первую очередь – трактора.

Страна палящего солнца многие годы была одним из наиболее видных партнеров по приобретению нашей сельхозтехники. Беда только, что сделкой занималась союзная структура – «Общемашэкспорт».

После поездки в Египет стало ясно, что нам, южмашевцам, попадали крохи от реализации нашей техники, собранные, образно говоря, с барского стола.

Но оковы пали, и свобода… Как только ею распорядиться во благо?

Распорядились: на совместном украинско-египетском предприятии в Александрии решено было собирать из южмашевских комплектующих трактор марки «ЮМЗ».

В этот сложнейший для нас  период  французы предложили нам заказ на изготовление  оборудования по нанесению защитного  покрытия на трубы, которые в то время изготовлял Новомосковский трубный и Нижнеднепровский металлургический заводы. Эта технология в десять раз повышала  стойкость углеродистых труб к коррозии.

Молниеносный обрыв поставок комплектующих урезал годовой выпуск тракторов на 20 тысяч штук.

ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЮЖМАШЕВСКИХ ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЕЙ

В феврале 1992 года на конференции трудового коллектива гендиректор Южмаша Л.Д.Кучма говорит об изготовлении на Южмаше самолетного двигателя Д18. На первых порах - в кооперации с запорожским заводом «Мотор Сич», а уже к 1995 году выйти на самостоятельное изготовление по полному циклу этого двигателя.

Применение этого двигателя  на таких авиалайнерах, как «Руслан» и «Мрия», а в перспективе – на  АН-218. Требовалось строить громадный завод в периметре Днепропетровского аэропорта. А это уже существенные затраты, да и потребуется время.

Словом, идея завяла на корню.

По мере роста «артериального» давления коллектива, на главный помост ракетостроения восходят все новые лица. Вот и  Юрий Сергеевич Алексеев принимает завод в критический для истории Украины период. А соответственно, для Южмаша, поскольку ситуация в ракетно-космической отрасли напоминала труднообъяснимую обстановку. Сворачивание ракетного производства означало конверсию ВПК. Конверсия требовала громадных капиталовложений, но государство не выделило ни копейки. Миллионы элитных специалистов по стране были брошены на произвол. Именно в тяжелейший период новейшей истории Украины Ю.С.Алексеев решился на подвиг: любой ценой удержать от крушения жемчужину мировой величины, которой был в ту пору Южмаш для людей, посвященных в тайны промышленного гиганта мирового класса. Безумству храбрых поем мы песни… Это сказано о таких, как Ю.С. Алексеев. Подобная решимость поддерживалась такими «звездными» личностями, как В.М. Кульчев, единственный из главных технологов в отрасли удостоен звания Героя Соцтруда.А какой весовой категории производственные бриллианты: Л.Л.Ягджиев, Г.Г.Команов, В.С.Соколов, Л.М.Ганзбург,Н.М.Иванов, Б.А.Васильев, М.Д.Тарасевич. В.И.Дюков, В.М.Столяров.  И таких производственных титанов действительность сформировала на Южмаше сотни, если не тысячи…

Григорьев Георгий МихайловичЯгджиев Лука ЛазаревичКоманов Геннадий ГеннадьевичСоколов Владимир СергеевичКоротков Александр Сергеевич

Яркие личности из плеяды главных инженеров завода: Г.М.Григорьев, Л.Л.Ягджиев, Г.Г.Команов, В.С.Соколов, А.С.Коротков, далее следует...

Должностные перестановки, как в министерстве, так и на заводе крайне временное явление. Отрасль, да  и народное хозяйство в целом  начало входить в зону турбулентности. Талантливейший во всех отношениях В.А.Андреев не пробыл в должности главного инженера и года. Его заменил на этом посту не менее технически подготовленный Ю.С.Алексеев. Андреев возглавил первое Главное управление МОМ. Этот блестящий скачок по линии служебного роста. Но только специалист может с уверенностью сказать, насколько продуктивна была эта перестановка в контексте пользы дела. Потенциал Андреева трудно переоценить. Для завода он мог горы свернуть, но так распорядилась судьба…

Объективности ради, новый главный инженер повел технические службы, учитывая богатый опыт предшественников.

Южмаш – это государство в миниатюре, имевшее в лучшие времена свою планово-экономическую структуру и целый комплекс других служб, способных обеспечивать решение насущных задач не только для страны, коллектива, но и отдельного человека.

yuzhmash 3

У ракеты есть сердце - двигатель ракетоносителя "Зенит" 

 

Южмаш уже не в союзном подчинении, но и все еще продолжает выполнять обязательства того правительства, которое приказало долго жить. Принят в эксплуатацию  комплекс противокосмической обороны ИС-МУ и ИСЗ 14Ф10 в комплекте с РК «Циклон-2».

Выведен на орбиту ИСЗ «Интеркосмос-25» с плазменным генератором для искусственного воздействия на ионосферу и магнитосферу Земли. В проекте «Апэкс» был задействован чехословацкий субспутник «Магион-3».

yuzhmash 6

Еще несколько мгновений и чудо научно-инженерной мысли отправится на орбиту и станет спутником Земли 

 

Оперативность власти приятно удивляет. Кабмин принял постановление уже с 1994 год организовать на Южмаше самолетов АН-70 и АН-70Т. Казалось бы, чего лучше: и без союзного хомута Украина способна развернуть промышленность так, чтобы  как можно оперативнее   обеспечить реальную  суверенность. И все бы ничего, но при глубоком анализе оказалось, что освободившиеся  от производства ракет производственные  мощности Южмаша – это всего лишь важный сегмент в строительстве «АНов».

Но любопытно, что самолетостроение на Южмаше  как-то сразу пришлось по душе заводчанам. Руководству завода –  уж точно!  Поскольку спустя время заводчане все-таки приняли долевое участие в строительстве «АНов». Было налажено ответственное производство шасси к украинским самолетам. Это целая эпопея настройки производства на новый лад. Из титановой отливки в тонну при металлообработке уходило в стружку 90 процентов заготовки.

В октябре 1992 года генеральный директор Южмаша Л.Д.Кучма передает ключи от завода Ю.С.Алексееву. Тем самым передавая полноту ответственности, прежде всего за сохранение ракетно-космического потенциала страны и, само сбой, за его развитие. Сам же направляется руководить хозяйством державы. 13 октября на Верховном Совете его единогласно утвердили Председателем Совета Министров Украины.

Южмаш устоял, более того, напряг мышцы и предпринял беспрецедентный прыжок в мировую экономику, силою интеллекта, высочайшего такта и терпения обрел свою нишу на рынке космических услуг…

yuzhmash 7

Ювелирных дел мастера: идет сборка камеры чистоты в цехе главной сборки  

 

Между тем декабрьский пуск нашего «Зенита» с Байконура показал пагубность конверсии собственного образца. Вернувшись с космодрома, гендиректор Ю.С.Алексеев заявил: «Но если быть до конца объективным, то следует сказать, что этот пуск засвидетельствовал пагубность влияния конверсии на нашу профессиональную форму».

Технические службы теперь возглавлял А.С.Коротков.  Технический зубр, выросший из ПТУ – до главного инженера ракетно-космического гиганта. На долю этого главного инженера (а она продолжалась 18 лет) выпали одни из самых трудных времен социально-экономического оползня. 

С некоторых пор все наши чаяния сосредоточены на «Зените». В 2000-е годы этот космический носитель производит фурор в мире. И не только в том, что создатели  наделили его небывалыми в мировой практике ракетостроения качествами (безлюдный старт, работа двигателя на экологически чистых компонентах), но и  тем, что это единственный в мире носитель, который успешно выводил космические аппараты не только с суши, но и с океана. О знаменитом проекте «Морской старт» ныне наслышана вся планета!

Международный проект «Морской старт» взлелеяли тысячи, десятки тысяч специалистов не только с Южмаша, а и ряда других стран. Он вписал в современную историю имена сотен заводчан, откалиброванных жесткой действительностью затяжного периода холодной войны. В горниле этого проекта находились генеральные директора разного периода времени, которое соизмеримо по масштабу с эпохой  - Ю.С.Алексеев, В.А.Щеголь, С.Н.Войт…

Рамки эфирной подачи не позволяют назвать поименно хотя бы главных действующих лиц беспримерного восхождения к триумфу…Это коллективный гений инкрустировал триумфами свою Историю! 

Всеволод Копейко