Красота спасет мир - животворящая сила любви

Самая удивительная история на свете описана в летописи о каждом из нас – книге «Феномен человека».

Это научное исследование о том, как родился человек и двигался в будущее сквозь тернии к звездам.

Жизнь началась с атомов, молекул, клеток, и, наконец, сила притяжения и стремление к Единению создали целостное Творение.

Эволюция – это путь к Единству, когда из личностей формируется цивилизация, а движущей силой развития является Любовь.

Именно она побудила исследователя - ученого и священника Тейяр де Шардена - создать фундаментальный труд «Феномен человека».

Любовь стала энергией творения и сотворила яркие мгновения, которые пронизывает все его произведения.

От атомов до Вселенной, от мгновений к Вечности творил автор во славу человечности живое Мироздание, опираясь на Любовь, Веру и Знание.

***

Судьба Тейяра де Шардена, ярко выраженная в его творчестве, - это симбиоз любви мужчины, женщины и Бога, а в фундаментальном отношении - эстафета творения «Дух-Душа-Тело» («Бог-Сознание-Материя»), отчего за жизненной коллизией гения следила целая Вселенная.

Далее нить судьбы, которая вела гения к его главному произведению «Феномен человека» и симфонии любви, прозвучавшей как вселенское откровение... .

Любовь как Энергия у Тейяра де Шардена

Большая часть людей знает Тейяра де Шардена как учёного, а также как священника, но мало кто ведает, что он был и великим влюбленным. Как учёный, он известен своей знаменитой теорией эволюции. Как священник, отдал себя Богу без всяких оговорок. Еще в молодости вступил в Орден иезуитов, был рукоположен в сан священника и дал монашеские обеты. Вопреки испытаниям, которые выпали на его долю в течение бурной жизни, он никогда не ставил под сомнение эволюционное призвание и остался до конца верен, как статусу священника, так и глубокой судьбе учёного.
Юный Тейяр рос среди ярких и милых сердцу пейзажей француской Оверни, где приобрел нечто вроде мистического чувства природы. Вселенная представлялась ему как живая, динамичная и личностная реальность. Позже, он часто повторял, что Вселенная обладает разумом, сердцем и лицом. Это лицо станет в конечном счете для него ликом Христа, через учение, благодаря которому он вошел в христианскую и затем космическую реальность, где ярко сияла и набирала все большее значение женская ипостась.

Вдохновлённый вечной женственностью, представленной в произведении знаменитого поэта, мыслителя и богослова Данте Альгьери и выраженной в образе прекрасной Беатриче, Тейяр разработал собственную теологию принципа единения, где Беатриче интерпретирована им как Дева Мария. Позже, эта красота конкретизируется в нескольких женщинах. Среди них мы обязаны упомянуть госпожу Люсиль Сван. Они встретились в Пекине и в  течение этого периода он закончил свой главный шедевр, фундаментальную книгу «Феномен человека».

Священник и учёный, как он может объединить любовь к Богу и любовь к женщине? Чему можно научиться из этого опыта? Убеждение в возможности целомудренной любви, может ли оно стать возможностью, которую можно применить для любого человека? Все эти вопросы заслуживают исследования для того, чтобы понимать Тейяра де Шардена.

I Любовь как сердце материи

В современных музеях посетители могут лизезреть историю в картинах... Эти объекты являются материальными, но в какой степени реальными?.

Тейяр воспринимает Материю по-другому. Проникая через кору мёртвой природы, он ощущает непрерывные движения взаимного притяжения атомов и молекул: «Всё во Вселенной совершается через союз и оплодотворение - через объединение элементов, которые ищут друг друга, и сливаются попарно, и возрождаются в третьей вещи». Исследователь не колеблется называть этот принцип любовью: «Моя наиболее дорогая вера в том, что нечто любящее составляет наиболее глубокую природу расширяющегося мира».. Эволюция мира может быть описана адекватно как «Эволюция Любви».

Мир для Тейяра живой, т.к. вступает с человеком в диалог. Мы находим в его "Гимне материи": Я благословляю тебя, Материя, и я приветствую тебя, не такую, какой тебя описывают, редуцированной или искаженной, жрецы науки и проповедники силы, - сборище, говорят они, грубых сил или низких желаний, но такую, какой ты мне сегодня являешься, в твоей совокупности и твоей правде. 

Ты царишь, Материя, в безмятежных высотах, где намереваются тебя избежать Святые, - столь прозрачная и столь подвижная Плоть, что мы тебя не отличаем больше от духа.

Вознеси меня вверх, Материя, усилием, отделением и смертью, - вознеси меня туда, где будет возможно наконец целомудренно обнять Вселенную".

Единство мира было опытно испытано Тейяром как чувство присутствия Бога везде. Мир отражает божественную жизнь. Таким образом, он мог говорить о Священной Эволюции»…У него был собственный духовный опыт, который делал его способным чувствовать Бога присутствующим и действующим везде… Он может находиться в любой вещи. Духовный подъём был общением с Богом через Землю-Мать. Вера в воскресшего Господа привела его к понятию космического Христа, исполненного любовью-энергией для обновления космоса.

… Господь, освящает и преображает …Материю в Свое божественное Тело, распространяя Свою любовь везде, на каждый атом. Через Него, мы понимаем, как Тейяр может утверждать, что Материя не является мертвой реальностью; она напротив живая, наполненная энергией и жизнью. Если у Материи есть сердце, то именно потому, что у Бога есть Сердце, которое является океаном любви. Его сердце вибрирует в этой Материи. Священник это - человек, у которого есть привилегия актуализировать универсальное посвящение.Кто в истории христианства, смог иметь столь широкое мистическое видение Божественной Среды? Лишь тот, кто вошел во внутреннее сердце Святой Троицы, может увидеть таким образом священную природу Материи. Посмотрим, кто был руководителем Тейяра в его мистическом поиске.

II - Вечно женственное

"Божественная комедия" Данте и "Вечно женственное" Гете во второй части "Фауста" вдохновили открытие Тейяром Вечно женственного... Кто эта молодая женщина,

которая очаровала не только Данте, но также Микеланджело, Гете, Тейяра и многих авторов. Данте назвал её Беатриче; Тейяр изменяет её имя на Беатрикс В марте 1918 Тейяр написал эссе «Вечно женственное», посвящённое Беатриче, женщине, чей взгляд вдохновил Данте путешествовать из Ада в Чистилище, к Раю. Это нам повторяет духовное призвание Женственного. В этом эссе Тейяр объясняет, что «когда человек любит женщину, он вначале представляет себе, что его любовь идёт только к кому-то как он, что она облекает его властью и что он привлекается свободно». Но очень скоро он удивлён буйностью сил, играющих в нём и он «трепещет от понимания», что он не может быть соединён с женственностью, «не становясь рабом труда вселенского творения». Таким образом Женственное воспринимается как сила, которая призывает человека выйти из себя, чтобы войти в Жизнь.

Евангелие рекомендовало девственность, но это совсем не означало, что Женственность должна была потерять свою власть. Девственность не должна изгнать любовь из сердца человека: «напротив, его долг состоит в том, чтобы фундаментально оставаться человеком». Женственность идеализируется как "Дева Мария". Она теперь вдохновляет дух возвыситься над миром, чтобы соединяться с Богом.

Именно через Деву Марию Тейяр отразил свое собственное призвание и способ, которым он должен был прожить свою жизнь в посвященном безбрачии. В 1918 Тейяр сделал окончательный шаг в религиозной жизни, произнеся свои торжественные обеты бедности, целомудрия и послушания в Ордене иезуитов. Он был рукоположен в священники восьмью годами раньше. Обеты были для него конечным подтверждением, как печать, наложенная на всей его личностности.

Тейяр вступил в орден Иисуса в возрасте 18 лет, предварительно не познав, как представляется, романтического приключения. Лишь после его длинной подготовки, которая закончилось в 1911 его рукоположением, в то время как ему было уже около тридцати и когда он занимался в Париже специализированными исследованиями по палеонтологии, он познал свой первый любовный опыт. Этот эпизод оказал влияние на его видение Женственности.

Маргарита Тейяр-Шамбон, дальняя кузина Пьера, на шесть месяцев старше его, растёт также в Клермон-Ферран. Их дома отстояли друг от друга на несколько километров. Детьми, они разумеется разделяли много общих опытов. Впоследствии, Маргарита жила в Париже, сдала экзамен на степень агреже по философии, затем преподавала в известной школе. Их встреча тогда, после долгого расставания, стала значительным этапом в сентиментальном воспитании Тейяра. В прямом и переносном смысле, это была настоящая любовная встреча между молодым священником и его кузиной.

 

Это был мощный опыт, новый и другой огонь, который дал ему восторг и радость, но был не без затруднений и опасностей. Как он об этом рассказывал, было неизбежно, что он окажется однажды «лицом к лицу с женственным». Единственная странность в том, что это с ним случилось в возрасте только около тридцати лет, во время его занятий в Париже. Его космическое и человеческое чувство уже рождалось тогда более полно, но его духовные стремления ещё испытывали нехватку в человеческой теплоте. Открытие его любви к Маргарите и её любящий ответ всё изменили. 

 Маргарита позволила своему кузену подняться до видения красоты Вечно Женственного, в котором воссияла правда. Мы можем представить, насколько Тейяр был переполнен радостью. Он написал позже: «И, под взглядом, который тронул меня, скорлупа, где дремало мое сердце, разбилась. Вместе с большой и чистой любовью, новая энергия проникла в меня (или вышла из меня, я не знаю), которая заставила меня испытать, что я был столь же обширным и столь же богатым, как Вселенная»..

Декабрь 1914 года, Тейяр зачислен на военную службу и с фронта пишет Маргарите многочисленные письма, позже опубликованные в "Генезисе мысли". Во время войны, внешнее насилие не могло иссушить его внутреннее богатство, питаемое нежным воспоминанием любви. Бесчисленные идеи приходили ему на ум как потоки, и выразились в обильных рукописях, уже содержавшие в зародыше все его последующие идеи. Можем сказать, что именно Маргарита привела Тейяра к созерцанию неизменной и небесной Красоты. Он понял, что безбрачие не исключало некоторую интимность с другим полом. В его похвале Вечно женственному, он вкладывает в уста Женщины слова: «Тот, кто слышит призыв Иисуса, не должен выбросить любовь из своего сердца. Он должен, совсем напротив, остаться в высшей степени человечным. Он нуждается следовательно ещё во мне чтобы сенсибилизировать (сделать чувствительными) свои силы, и пробудить свою душу к страсти божественного».

В одной из его последних книг, "Сердце материи", Тейяр говорит, что никто, даже посвятивший себя делу Божию, не может найти дорогу к «духовной зрелости и полноте вне некоторого 'сентиментального' влияния, которое бы в нём сенсибилизировало его ум и пробудило бы, по крайней мере изначально, способности любить. Не более чем без света, кислорода или витаминов, мужчина - никакой мужчина - не может (с очевидностью с каждым днём всё более явной) обойтись без Женственного».

III - Девственность, как новый огонь

Через полтора года после его зачисления в армию Тейяр написал статью, озаглавленную "Девственность". Двумя годами позже, это было "Вечно женственное". В течение этих трёх с половиной лет, он неустанно занимался этой темой, готовя себя к окончательному принятию посвященного религиозного безбрачия. Дева Мария открывает нам, что то, что привлекает у неё, так это - её чистота. Чистота - зеркало, которое отражает внутреннюю красоту Бога. Эссе Тейяра говорят, насколько человек испытывает сильные волнения, чувство быть любимым, когда Мария оказывается близкой; это - настоящее утешение. Но для того, кто был призван к безбрачию, речь идёт здесь об общем опыте. Тейяр, верный своему фундаментальному выбору, не позволил бы себе никогда следовать за плотскими импульсами, противоположными своему обету целомудрия. Таким образом, все его женские дружбы были отмечена этим решением.

После Маргариты, он вошел в глубокое отношение с Léontine Zanta, Ida Treat, Люсиль Сван, Rhoda de Terra, Claude Rivière, Jeanne Mortier и другими, но Тейяр никогда не отклонился от своей цели: любая любовь по отношению к женщине - для Бога и с Богом, и в конечном итоге должна была бы сойтись в Боге. Его любовь к каждой женщине была отношением «с тремя членами: мужчина, женщина и Бог» . Эта трехсторонняя форма любви или 'любовь-втроём' была принципом любви у Тейяра не только для себя самого и для монахов, но также для всего человечества: «Скоро останется только Бог для вас во Вселенной полностью девственной. Во мне именно Бог вас ожидает».

Мечта о мире, в котором в конечном счёте жили бы только девственные люди и где преобладала бы целомудренная любовь, кажется, является чистой утопией. Для Тейяра, даже если эта цель не может быть достигнута в этом мире каждым, она должна остаться идеалом для всех. Исходя из усилия и результатов, полученных несколькими избранниками, мы можем понять истинное значение сексуальности. Изолированная сексуальность рассеивает "самую чудесную силу" земли. Она может создать короткое замыкание, которое нейтрализует человеческую энергию. Из всего предшествующего мы понимаем, что Тейяр не видит ничего положительного в одной только сексуальности. Его положительная оценка женской дружбы основана только на духовном аспекте и ставит целью схождение в Боге. Он пророчески провозглашает, что в девственности находится самая великая энергия божественного творения. Обнаружив её, мир воспламеняется новым огнём. «Некогда, после эфира, ветров, приливов, гравитации, мы овладеем, для Бога, энергиями любви. - И тогда, во второй раз в истории Мира, Человек найдет Огонь».

Девственность была его ответом и она стала правилом поведения Тейяра с женщинами. В течение всей его жизни, он не оставлял никогда своего религиозного обязательства. Бог был всегда на первом месте, как говорит святой Франциск Ассизский: «Deus meus et omnia!» (Ты - мой Бог, Ты - мое всё!). Привязанный к его концепции любви-втроём, он никогда не променял бы Бога на женщину; навсегда, он - священник Христа, охватывающего всю вселенную.

Теперь давайте посмотрим какая чудесная дружба соединила Тейяра и Люсиль Сван, и какова цена, которую он заплатил для поддержания этих отношений. Стоило ли это труда для Тейяра - прожить этот опыт, который дал ему много радости и энергии, но также много усилий и слез?

IV - Любовь в агонии

Планета земля, счастье, радость, …» — создано в Шедевруме

Если бы Tейяр не встретил Люсиль Сван, он спокойно провёл свою жизнь. Люсиль была скульптором, разведённой, недавно прибывшей из Айовы в Пекин. В начале их встречи, Tейяр не предвидел, какими будут форма и степень, которые примет их дружба. Он возможно подумал, что Люсиль будет одной из его предыдущих женских отношений, с которой он мог бы применить свой принцип любви-втроём. Фактически их дружба пошла гораздо дальше, чем простая дружба. Они разделяли не только те же идеи, но и жизнь до мельчайших деталей. Мистик Тейяр искал Бога в своей встрече с Люсилью. Через стимул Люсили, он, казалось, пытался познать Бога более глубоко, ознакомить мир с его новым лицом, и прежде всего открыть Огонь, источник всех энергий.

В 1950-м, когда Tейяру было 69 лет, он написал "Сердце материи", свою автобиографию, которая заканчивается "Женственным": «ничто не развилось во мне как только лишь под взглядом и под влиянием женщины». Он там воздаёт «общее, почти-обожающее почтение, поднимающееся из недр моего существа к тем, теплота и очарование вошли, капля за каплей, в кровь моих самых дорогих идей». Он послал копию книги Люсили, сказав, что «эти страницы - это усилие чтобы выразить внутреннюю эволюцию, на которую вы оказали глубокое влияние». «Уже почти двадцать лет, вы мне всегда помогали восходить к более светоносному и более теплому Богу». Она дала Тейяру намного больше, чем простое партнерство, она обсуждала, читала, переводила его эссе, печатала их, посылала их своим многочисленным друзьям, разделяла его прогулки и его беседы, и предлагала ему в своём доме место задушевности и теплоты» . 18 июня 1940 Тейяр принес Люсили полную рукопись "Феномен человека". Он признал, что это было также её произведение, «новый продукт нашего духовного союза». Мистический путь Тейяра оказался облегченным с помощью женщины, которая его сопровождала, Люсиль.

Художница Люсиль не была теологом. Это была женщина, которая нуждалась в любви и осмеливалась любить. Когда она чувствовала нечто реальное, как здесь в её отношении с Тейяром, она бросалась туда до конца. В действительно, учитывая разницу кругов и интересов, у Люсили было мало общих пунктов с Тейяром и она действительно не поняла того, что он вынашивал, но она ценила его, желая помочь ему выражать идеи, которые могли бы служить человечеству в будущем. Проблема была в том, что Люсиль родилась в некатолической христианской семье и что позже она оставила религиозную практику. Её отношение с Богом было довольно расплывчатым. Она не могла реально понять христианские ценности, не говоря уже о правиле безбрачия священников, так же как многих главных идей Тейяра о космическом Христе, Вечно женственном и типе любви-втроём.

Ее агония началась, когда они развили более глубокую любовную связь. В то время как Тейяр мечтал о пути девственности или о любви-втроём, которая привела бы к схождению, Люсиль как раз думала об обычном романтическом опыте. В Тейяре она нашла человека своих мечтаний. Понемногу, она стала всё более и более влюбленной. Её женская природа пробуждалась. Она искала больше, чем простой дружбы. « Дружба - несомненно наиболее высокая форма любви - и также очень трудная. Мои женские инстинкты столь сильны. Учиться контролировать эту любовь так трудно". Люсиль видела противоречие между эволюционистскими теориями Тейяра и его практикой целомудрия.

"Вы допускаете необходимость пройти с и через материю, чтобы придти к идеям, отвлеченным или божественным, но вы отрицаете использование (человеческой) материи, чтобы достичь этих идей. Вы скажете, что вы отрицаете только часть человеческой любви, но я думаю, что вы уклоняетесь от вопроса, так как телесность - не только очень важная часть, но она - существенна для расы…"

Касается ли это границ физического выражения девственной любви? Возможно здесь идёт речь о моменте недоумения для многих душ, которые вовлечены в ту же духовную задачу. Кто сможет ответить?

V - Счастливый конец искупленной любви

Вооружённый принципом Вечно женственного, Тейяр всегда целомудренно входил в отношения с женщинами. В принципе, этот род отношения не помешал бы Тейяру иметь несколько близких подруг одновременно, так как, как это объясняет Ив Раген «нужно также это отделение, это отсутствие плотской связи, чтобы стали возможными глубокие, очень глубокие дружбы с более, чем одним человеком. Это - одно из великих открытий безбрачия: мочь любить, действительно любить несколько лиц равной любовью, но у которой есть уникальный вкус каждого из этих лиц. Любовь, которая выражается в плотской связи, не может иметь эту свободу, так как любая связь этого рода делается исключительной».

Тейяр любил свою кузину Маргариту, Ida Treat и других женщин, в последние годы это была американка Ида Рода, которая стала его медсестрой-секретарём после сердечного приступа Тейяра в 1947-м. Но ни одна из них не может быть сравнённой с Люсилью.Когда Тейяр окончательно переехал в США в декабре 1951, он был очень слаб, но всегда очень вовлечен в академические исследования. Люсиль приезжала время от времени из Вашингтона D.C. в Нью-Йорк, чтобы его видеть. В то же самое время, Рода была постоянно рядом с ним... Тейяр полностью осознавал огорчение, причиненное лицам, которых он любил. В июле 1954-го, Тейяр снова перечитал конец произведения «Сердца материи» и начал плакать “при воспоминании обо всех 'Беатриче', полных упреков, которых он невольно ранил”. Одной из них была Люсиль».. . Однако в это время она написала ему жизнерадостное письмо:

Я хочу вас уверить, что больше всего я желаю для вас, чтобы вы нашли мир, спокойствие и свободу. Моя любовь к вам будет всегда чем-то особенным; но верьте мне, она ни требовательная, ни собственническая.

Было бы ложью сказать, что я люблю Роду, но я счастлива, что она нашла своего Бога и я искренне желаю ей наилучшего. Я знаю, что я могу всегда положиться на вас, как вы знаете, что вы можете всегда положиться на меня. Я всегда к вашим услугам, если выбудете нуждаться во мне или если вы меня захотите.

Я молю Бога благословить вас и дать вам мир, спокойствие и счастье, такие как Он мне их дал в избытке.

Ваша,Люсиль .

Письмо дышало духом примирения, как и более поздние послания Люсиль и Тейяра. Когда он был в больнице, она незамедлительно пришла и уверила его в своей любви. Позже он написал письмо, чтобы поблагодарить её: «Сойдёмся, вы и я, отважно и радостно, к новому лику Бога, которое привлекает нас обоих» (Letters). Люсиль признала: «…Вы знаете, что я нашла мир и это именно то, что я желаю вам больше всего - реальный мир присутствия Бога». В последнем письме Тейяра Люсили он говорит: «Я действительно нуждаюсь в вашем присутствии, в вашем влиянии на мою жизнь... Мы всегда здесь один для другого. Позвоните мне, всё равно когда, когда вам захочется». Собрание их писем заканчивается здесь в мире искупленной любви.

Заключение

Для Тейяра «Любовь как энергия» не была формулировкой, теорией или убеждением, но живым и экзистенциальным опытом. Его вера в Бога, unum necessarium, его почитание Девы Марии, конкретное Вечно женственное, его приверженность по отношению к Материи, наполненной божественным присутствием, и его женские любови,- всё вдохновляло его обнаружить Центр Энергии. Бог, как последний источник всех существ и первопричина всех причинностей... Для Тейяра целомудренная или девственная любовь высвободит из Материи новый Огонь. Это - новый род энергии. Девственная любовь - высшая стадия человеческой любви.

( в сокращении)

Bosco Lu. Перевод - Алексей Казаков

Источник Esxatos.com

***

Вот как представлял Женщину-Вселенную ученый и священник (цитаты из произведения « Гимн Вечноженственному).

Очень красивая девушка планета земля…» — создано в Шедевруме

«От начала мира я явилась…Бог замыслил и сотворил меня, как начало и исток множества. Как сжимающую силу, являющуюся центром и родиной вещей.

Я — собственный облик всего сущего, Аромат, который влечет и завлекает мир, в свободе и в страдании увлекая его к единению. Через меня все приходит в движение, все приходит в порядок. Я — погруженная в мир грация, дабы собрался он вместе. Я — идеал, витающий над ним, чтобы взошел он ввысь.

Я сущностно Женственная. В начале была я как волна силы, дыханье любви для все еще слабых стремлений взаимных полярностей. Подобно дремлющей, но все же полной мощи действующей душе, я пробуждаю почти безобразную материальную массу, которую я бросаю в поле моего влечения.

Это я лежала основанием для Вселенной. Это я была тем лучом, от которого и в чреве которого это все становится, разворачивается, совершается.

Кто нашел меня, стоит при подходе ко всем вещам...

Посредством творческого сплетения моего существа — природою я действую как ее жизненный принцип, я — Душа мира. Воистину, я прелесть универсума, я многоликая улыбка Творения.

Я — подступ к всеобщему и единственному сердцу Вселенной, врата к земле — посвящение — я сама это сердце. Кто уловил меня, тот мне отдался и тот уловлен Вселенной.

Я плодоносна — то есть: я равняюсь на будущее, на идеал. Вы, люди, чем больше вы ищете меня ради удовольствия, тем более вы удаляетесь от меня. И я не скончаюсь вовеки.. Так в терпении развивался образ Невесты и Матери... вочеловечившегося Логоса, Который во мне и мною обожествляет все. Христос спас меня, освободил меня. Он дал мне все мои украшения, Он дал с небес упасть лучу на меня, возвысившему меня безгранично, сделавшему бесконечно прекрасной.

В возрожденном мире, как и во время моего рождения, я — призыв к единению со всем, очарованием мира венчающий лик человека. Я всегда увлекаю — но лишь к свету. Я всегда очаровываю, срываю с места — но к свободе. И отныне тем больше, ибо вы познали мою девственность. Но Дева это всегда еще женщина и мать: вот знак нового времени. Вместе с Христом и под Его влиянием действую я, пока не свершу Творения... в переплетенном, все более крепко скованном совершенстве, в котором выражается тоска всякого нового поколения. И пока стоит мир, в моем облике, которым я сподобила благую Беатриче, будут видеть отражающиеся слезы искусства и науку, к которым поднимается каждое новое столетие.

Я — неувядающая краса будущих времен — идеал женщины, женственного, брачного Творения. И чем больше становлюсь я женщиной, тем одухотвореннее и небеснее становятся мои облик и красота. Во мне душа стремится преобразить тело, благодать стремится обожить душу. Кто хочет удержать меня, тот должен странствовать со мной. Это Бог ждет вас во мне. Это Бога задолго до вас привлекла я к себе...

Задолго до того как человек обрел у меня величие и благословение... уже сотворил меня Господь как Целое, как свою Мудрость, и я покорила сердце Его. И тогда, чтобы превозмочь Себя, должен был Бог начертать пред Собою знаки присутствия Своего, приуготовить Свое явление благоуханием красоты. Тогда Он дал мне возникнуть ... над бездной — меж землей и Самим Собою, — дабы быть меж ними во мне. Между Богом и миром, подобно медиуму взаимного влечения, свожу я их — вот мой труд, моя миссия, до тех пор пока во мне не состоится встреча, сочетающая пол и полноту Христа, — чрез Еву... Я — Церковь, Невеста Иисуса — я Дева Мария, Мать всех людей. Я устою до самого огня божественного прикосновения, я — целое со всей полнотой моего происхождения.

Больше, — я раскроюсь и возглашу — в моем становлении неисчерпаема как бесконечная прелесть, для которой я, даже когда этого никто не замечает, — одежда, лицо и присутствие. Если вы думаете, что нет меня здесь, что я отсутствую, когда вы меня забываете, меня — воздух ваших легких, свет ваших глаз — я все же всегда буду здесь, одетая и опьяненная солнцем, которое я привлекла к себе.

Я Вечно женственное!