Куда едешь летом? Ясное дело, в Чернобыль. Зона отчуждения ЧАЭС превращается в туристический объект

Официальные данные Государственного агенства Украины по управлению зоной отчуждения говорят, что в 2018 году с туристической целью ее посетили 71 862 человека, из них 49 913 иностранцев. Спрос на уникальное путешествие растет с каждым днем, а потому творческой группой специалистов разработан проект развития города Чернобыль и "Ревитализация зоны отчуждения".


Проект развития города Чернобыль и зоны отчуждения «Ревитализация зоны отчуждения»

Анализ проекта начнем с названия. Оно звучит непривычно и ново. Все, кто когда-нибудь интересовался вопросом восстановления Чернобыля и возврата территории зоны отчуждения в хозяйственное использование, обязательно сталкиваются с терминами «реабилитация», «рекультивация», «реэвакуация» (последнее употребляют, когда речь идет о повторном заселении зоны отчуждения). Авторы проекта развития территории зоны отчуждения назвали свой проект «Ревитализация чернобыльской зоны. Разработка объектов туристической инфраструктуры».

чернобыль туризм

Железная дорога в зоне отчуждения в будущем

Термин ревитализация используется в строительстве, больше в реставрации, и … медицине. На мой взгляд, как ни странно, и строительное и медицинское значение слова «Ревитализация» удивительно точно ухватывают суть работ связанных с реабилитацией радиоактивно-загрязненных территорий. Посудите сами. У строителей, реставраторов это означает комплексное планирование будущего объекта, начиная с материалов из которых будет создано или восстановлено здание и заканчивая определением функционального назначения каждого элемента сооружаемого объекта. При этом ревитализация может касаться не только зданий, но и целых архитектурных комплексов.
Медицинская суть термина «ревитализация» означает омоложение старых тканей организма с помощью новых клеток. Это молодое направление в медицине подразумевающее использование стволовых клеток для получения, например, новой ткани кожи, а в более широком смысле – это омоложение организма. В некотором смысле, пользуясь аллегориями, административное управление, цели и назначение зоны отчуждения требуют радикального изменения. Требуется пересмотр существующих целей, которые были разработаны на преодоление последствий аварии на острой фазе развития. После 25-ти лет после аварии режим функционирования и способ управления загрязненными территориями уже не способен эффективно решать современные управленческие проблемы. Современная зона отчуждения это уже не только радиационно-опасные территории – это ценный природный комплекс и почти заповедным режимом, с восстановившимся за годы изоляции естественным биоразнообразием, а также подтвердивший привлекательность массовыми посещениями – всемирно-известный туристический объект. За последние годы Чернобыль и зону отчуждения посетили десятки тысяч туристов. Сегодня ни для кого не секрет, что города ЧернобыльПрипять, как и сама зона отчуждения в целом, это целый музейный комплекс под открытым небом, который имеет огромный туристический, научный и просветительский потенциал.
Примечательно, разработчики проекта ревитализации, очень правильно и четко уловили научную и туристическую ценность чернобыльской зоны. И эти преимущества зоны отчуждения они положили в основу своего проекта.
Предложенный проект ревитализации зоны – это самый общий концепт гипотетического развития и обустройства территории зоны отчуждения. В нем нет детализированной проработки элементов, он лишь отображает общий замысел разработчиков, которые весьма поверхностно знакомы с особенностями чернобыльской зоны.

Наука, туризм, отдых, развлечение – основные направления развития

Основная идея zaarchitects.com заключалась в попытке социализации территории чернобыльской зоны – в создании инфраструктуры на всей территории зоны отчуждения, в которой бы были учтены основные виды деятельности человека. Проектировщики предложили, что основными видами деятельности в зоне отчуждения будут – научные исследования и туристическая деятельность, что приведет к притоку инвестиций. Акцентировано внимание на развитие именно туризма, вокруг которого и формируется вся деятельность в зоне отчуждения. Такой подход имеет свою логику – при создании безопасных условий для пребывания людей в зоне отчуждения и городе Чернобыль, будет улучшаться контроль за состоянием радиационной обстановки, контроль и предупреждение негативного влияния объектов зоны отчуждения на прилегающие территории и т.д. Поскольку это будут требовать гарантирование безопасных условий пребывания туристов. Развитие туризма в проекте предполагается по таким направлениям – экотуризм, эктримальный туризм, индастриал, игровой и фотосафари. Правда, фотосафари это по сути и есть составной частью экотуризма.
Схема, представленная ниже, в наглядной форме представляет возможные направления развития зоны отчуждения.

Схема направлений развития зоны отчуждения

Как видим, разработчики предполагают, что при развитии туризма, науки, инфраструктуры, экологии, промышленности будет сопровождаться общим экономическим развитием.
К сожалению разработчики не учли, что в зоне отчуждения еще долгое время будут находится работающие предприятия по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и непосредственно сама АЭС. Эти объекты должны были бы быть учтены в будущей инфраструктуре чернобыльской зоны.

Основные сегменты новой чернобыльской инфраструктуры

Инфраструктурный остов зоны отчуждения образуется с помощью четырех основных объектов (станций), между которыми проложена новая транспортная артерия (монорельсовая колея). На рисунку представлена основная идея по размещению станций на территории чернобыльской зоны.

Чернобыль

Карта туристической инфраструктуры зоны отчуждения (большой размер файла)

Первая станция (названная Казино), предназначенная для приема туристов и персонала зоны, организована на юго-восточной границе зоны отчуждения. Станция «Казино» располагается недалеко от места впадения реки Припять в Киевское водохранилище, что позволяет использовать как водный, так и автотранспорт.

Транспортная инфраструтура

Виды туризма и виды транспорта

Станция Казино

Схема станции Казино

По замыслу проектировщиков станция «Казино» будет не только туристическими воротами, но и небольшим населенным пунктом с игровыми заведениями. Игровая инфраструктура станции «Казино» сосредоточена в игровом модуле – это сеть зданий располагающихся на территории современных сел Парышем, Теремцы. В Украине казино и другие азартные заведения запрещены, но в будущем, возможно, будет принято решение об организации отдельного города для этих целей. По крайней мере украинские политики уже озвучивали эту идею. Станция «Казино» могла бы быть таким местом. Небольшая удаленность от столицы Украины, хорошие транспортные магистрали – это несомненный козырь для станции «Казино».
Вместе с тем, рассматривать станцию «Казино», как основной транспортный путь в зону вряд ли стоит. В проекте ревитализации следовало учитывать существующую, функционирующую сегодня транспортную инфраструктуру – например существующую железную дорогу, по которой персонал из города Славутич доставляется на Чернобыльскую АЭС. Железная дорога проходить с запада на восток по всей территории зоны отчуждения и может быть использована для дополнения туристических маршрутов по зоне отчуждения. Кроме того, если разработчики делают ставку на развитие туризма, то имеет смысл облегчить доступ в зону отчуждения туристам из Беларуси и России, для этого следовало бы использовать автодороги и реки Припять, Днепр в восточной части зоны отчуждения.
На рисунке станция «Казино» находится под номером 1.

Кроме станции «Казино» предлагается создать еще три станции – Чернобыль, Ильинцы и … станцию «Заповедник». Если «Чернобыль», «Ильинцы» — это брошенные населенные пункты в который будут созданы станции, то станция «Заповедник» — это новый архитектурный объект на севере чернобыльской зоны. С запада от станции размещены ветрогенераторы с помощью их предполагается покрыть все потребности инфраструктуры чернобыльской зоны в электроэнергии. Предназначение станции «Заповедник» сугубо научное, разработчики предположили, что это идеальное место для проведения научных исследований, размещения лабораторий и осуществления научного туризма. На моделях разработчиков «Заповедник» ничем не отличается от станций «Чернобыль» и «Ильинцы», но по правилам радиохимические лаборатории, полигоны, опытные участки должны размещаться на удалении от жилых построек. Лабораторная инфраструктура должна гарантировать безопасность туристам. Поэтому научный сегмент требует «индивидуальной» планировки.

Ниже представлены модели станций. Станции модульного типа — что позволяет быстро собирать необходимые помещения и постепенно доращивать здание станции в зависимости от возникающих потребностей.

 

Чернобыль станция

Проект станции - внешний вид (большой файл - осторожно)

Туристическая станция

Модульная станция для доставки туристов

модульные станции

Устройство модульной станции и схема наращивания модулей (справа)

Станция «Чернобыль» предназначена для посещения большого парка, который будет создан в городе. Важным составляющим любой станции должно быть обязательное прохождение рамки радиационного контроля сразу при входе на станцию и на пероне поездов, приходящих с более грязных мест зоны отчуждения.
Авторы проекта посчитали, что станция «Ильинцы» размещенная на территории брошенного села будет доставлять туристов, которые интересуются городом Припять, ЧАЭС и другими объектами центральной части зоны отчуждения. Но вызывает сомнение в целесообразности использования, поскольку Ильинцы находятся на ЗНАЧИТЕЛЬНОМ удалении от города Припять. С Ильинцов возить туристов в Припять будет экономически не выгодно.

Транспортная инфраструктура

Главным транспортным средство в ревитализированной зоне отчуждения, по замыслу проектантов, будет монорельсовая дорога. Вагоны и устройство путей на высоте 6 метров над землей должно обеспечить удобные условия для созерцания природы чернобыльской зоны. Любопытно, что разработчики побеспокоились о диких животных – устройство монорельса не препятствует перемещению крупных млекопитающих. Более того, проектировщики позаботились о снижении шумового воздействия и применили специальную шумозащиту в конструкцию жд путей.

Учтены потребности животных и туристов

Монорельс

Принципиальная схема поезда для туризма

Железная дорога по территории зоны отчуждения

Животные и железная дорога

Недостатком такого решения является то, что строительство железной дороги будет проходить на радиоактивной территории. При проведении земляных работ в воздух будет поступать большое количество радиоактивной пыли, рабочие будут подвергаться существенному риску поступления радиоактивных веществ внутрь организма. Кроме того, как показывает практика строительных работ в зоне отчуждения при работах будут образовываться радиоактивные отходы.

Жилые модули для чернобыльских туристов – преимущества и недостатки

Жилые модули – это компактные, небольшие сооружения предназначенные для кратковременного пребывания людей с минимальным комфортом. Форма жилого модуля напоминает пчелиные соты.

Вид модуля

Вид жилого модуля

Вид жилья

Модуль для туристов - вид сверху

Туристический модуль

Жилой модуль - вид сбоку

Фронтальные части комнат выполнены из стекла и покрыты специальными жалюзи для защиты от солнца и от ионизирующей радиации.

Схема организации защиты

Жалюзи - защита от солнца и радиации

Защита от радиации таким способом не будет эффективной. Проще говоря бессмысленна. Наилучшим способом защиты модуля от проникающей радиации было бы использование 10 — 20 см слоя песка в радиусе 20 метров. Такой способ экранирования от радиации активно применялся при ликвидации аварии на ЧАЭС возле разрушенного реактора. В 1986 году Ликвидаторы уложили слой бетона и щебня толщиной около 2-х метров вокруг развала реактора, что позволило радикально снизить уровни радиационного фона и приступить к строительству Саркофага.

Смотровые вышки – достопримечательность проекта

туристическая вышка

Вышка для туристов

Полюбоваться незабываемыми пейзажами ландшафтов чернобыльской зоны в будущем можно будет с помощью удобных смотровых вышек. По проекту вышки будут оборудованы лифтами, которые смогут легко поднять ядерных туристов на 25-ти метровую высоту. Вышки будут выполнены из бетона с застекленными смотровыми проемами устроенными на всех уровня вертикальной поверхности вышки, а верхняя площадка оборудована выступающим балконом расширяя внутренний объем смотрового помещения.
Расположение смотровых вышек представлено на общем плане ревитализации зоны отчуждения. По плану, несколько вышек будет установлено в пойме реки Припять, недалеко от Пруда-охладителя ЧАЭС. Это очень перспективное место для наблюдений за птицами и оптимально подходит для развития такого вида туризма как – birdwatching.

Чернобыльские окрестности

Вид изнутри

Недостатками предложенных вышек является их небольшая высота. В зоне отчуждения сегодня существуют несколько 40 метровых вышек – с которых осмотр чернобыльских ландшафтов вызывает незабываемые эмоции. Также, оптимально было бы разместить жилые модули возле смотровых вышек.

Пару слов в заключение…

Появление такого проекта, это свидетельство широкого интереса к чернобыльской зоне отчуждения. Причем интерес возникает у людей разных профессий. Важно, что даже неспециалисты в вопросах чернобыльской зоны понимают возможность развития туризма в чернобыльской зоне, а также необходимость научного изучения этого масштабного радиационного феномена.
Также проект, вернее его недостатки, демонстрируют насколько важна совместная работа архитекторов, строителей, радиобиологов, зоологов, юристов и экономистов над будущим зоны отчуждения. Предложить уникальную архитектуру комплекса мало – необходимо четкое понимание характера окружающей среды в которой будут работать ученые и отдыхать туристы, учитывать ее особенности и свойства. Необходимо понимать и рассчитывать финансовые риски и выгоды от реализации проектов реабилитации чернобыльской зоны. К сожалению, на данный момент, подобный проект невозможно реализовать на территории чернобыльской зоны – поскольку отсутствует  план (стратегия) развития зоны отчуждения на ближайшие 20-50 лет.

Выражаем благодарность за предоставленные материалы автору проекта —  Агеевой Арине(zaarchitects.com)
Ревитализация Чернобыльской зоны отчуждения (смотреть проект целиком на сайте разработчиков).

Источник Chornobyl