Никита Синицин: Россия не против миротворцев по всему Донбассу. А в чем подвох?
После почти 4 лет противостояния и вооруженного конфликта на Донбассе стало очевидно, что наступил тупик, разрубить который можно одним способом - вооруженным, однако несмотря на поднятую истерию вокруг закона о реинтеграции Донбасса и постепенное продвижение ВСУ путем занятия некоторых населенных пунктов в "серой зоне", речь о масштабном наступлении не идет. Как говорят политики, никто не возьмет на себя ответственность за кровопролитие.
Хотя минские соглашения за 3 года после их заключения и превратились, скорее, в бумагу, а не в реальный путь разрешения конфликта на Донбассе, они продолжают оставаться символом мирного, дипломатического выхода из сложившейся ситуации.
Достаточно логичным шагом на этом пути давно считается ввод миротворческой миссии под эгидой ООН. Речь об этом впервые зашла еще в 2015 году, но тогда Российская Федерация недвусмысленно заявила, что как постоянный член Совета безопасности ООН заблокирует данное решение.
К теме миротворцев президент Украины Петр Порошенко вернулся лишь 2 года спустя, летом 2017-го. На этот раз Российская Федерация неожиданно поддержала идею ввода миротворцев. Более того, президент Владимир Путин 5 сентября даже заявил о готовности вынести на рассмотрение Совбеза ООН соответствующую резолюцию.
Правда, подобная инициатива, скорее, напоминала способ выбить из рук Украины мирную инициативу (во всяком случае российская сторона предлагала ввести на Донбасс небольшую миротворческую миссию и использовать ее для защиты сотрудников мониторинговой миссии ОБСЕ). Но зачем вводить миротворцев для защиты миссии ОБСЕ, если с этой же функцией могли бы справиться нанятые сотрудники ЧВК, специализирующейся на охранных миссиях, непонятно.
Украинский вариант ввода миротворцев на Донбасс предполагал многочисленную миссию, которая бы размещалась не только на линии соприкосновения враждующих сторон, но и на украинско-российской государственной границе.
Подобный вариант был провозглашен в ходе сентябрьской Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке и получил поддержку США и ряда европейских стран, но был прогнозируемо раскритикован Российской Федерацией.
После этого наступил период "челночной дипломатии", в ходе которого специальный представитель Государственного департамента США Курт Волкер не раз встречался с помощником президента РФ Владиславом Сурковым и пытался согласовать позиции США, Украины и России для выработки единой резолюции по миротворческой миссии. Однако несмотря на несколько встреч, сделать это не удавалось вплоть до 28 февраля.
В этот день неожиданно для многих, как ранее в сентябре, президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия, "как минимум, не против" размещения миротворцев во всей зоне конфликта на востоке Украины. Причем глава РФ подчеркнул, что пришел к такому выводу после телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Несмотря на длительные переговоры с представителем США Волкером, предлагавшим то же самое, "согласился" Владимир Путин с предложением именно канцлера Германии, с которым глава РФ претендует на "особую связь и влияние".
В подобной ситуации согласие на размещение миротворцев на всей территории Донбасса, в том числе на украинско-российской границе, именно по просьбе канцлера Германии выглядит как попытка "сохранить лицо", ведь получается, что это предложение Германии, а не ненавистных США, продолжающих проводить "антироссийскую политику", как это представляют СМИ РФ и ряд ее политиков и официальных лиц.
Но что могло подвигнуть РФ на подобное согласие, да еще и с попыткой сохранить лицо?
Пожалуй, ответить на это может помочь предвыборная президентская кампания в РФ, которая приближается к финишу (18 марта должно состояться волеизъявление народа), а также ряд скандалов на международной арене, в которые в феврале оказалась втянута Россия.
Так, сначала стало известно о подготовке, а позже и публикации минфином США доклада для Конгресса, который в СМИ получил название "кремлевского", так как в него были включены фамилии 114 высших государственных чиновников, в том числе министров из команды президента РФ Владимира Путина, а также 96 олигархов. Все они обвинялись в ведении "пагубной деятельности", за что относительно них должны были быть введены некие очередные персональные санкции.
9 февраля в сети появилась информация о боестолкновении в сирийской провинции Дейр-эз-Зор международной коалиции во главе с США и проправительственных сил Сирии. В состав последних, по сообщениям СМИ, входили и российские граждане из числа ЧВК "Вагнер". Разгром сирийской ударной группировки, по сообщениям СМИ и прочих источников, был полным и стоил проигравшей стороне свыше 100 погибших. Хотя официально Россия и опровергла это, но наличие пары десятков некрологов в соцсетях с указанием ФИО погибших в Сирии 7 февраля россиян говорит о другом.
Наконец, окончательно добила "имидж" (да-да, одно это слово в отношении РФ вызывает улыбку, но все же) России на международной арене история с обнаружением 389 кг кокаина в посольстве РФ в Аргентине. Хотя в итоге все произошедшее и представлено как совместная спецоперация правоохранителей обеих стран, сам факт проноса в дипздание такого количества порошка отчетливо говорит, что здесь не обошлось без участия влиятельных сил в дипкорпусе страны, что в любом случае бросает тень на российскую дипломатию.
Возможно, в РФ решили не дожидаться, какого еще "туза в рукаве" вытащат враги к 18 марта, и поспешили хоть на словах согласиться с предложением по миротворцам (благо, время до их введения еще есть, и собственную позицию можно переиграть, а то и вовсе "сыграть в свою игру").
Однако возможен и другой вариант: это согласие есть частью очередной дипломатической игры России.
В этом смысле любопытен пассаж насчет необходимости согласовать вопрос размещения миротворцев с самопровозглашенными "народными республиками" Донбасса.
Никто не сомневается, что они дадут такой ответ, какой им прикажут в РФ, ведь их мнение всегда совпадало с официальной линией Кремля: в 2015 году "глава ДНР" Александр Захарченко пригрозил миротворцам сопротивлением "ВС ДНР", а осенью 2017 года он заявил, что введение миротворцев вполне возможно.
Если к "ЛНР" и "ДНР" последует обращение для консультации, и они ответят согласием, Россия постарается использовать это как свидетельство согласия народа Донбасса на миротворцев, что приведет к "сохранению лица".
Если те же "ЛНР" и "ДНР" откажут, это даст повод откреститься РФ от влияния на руководство республик и обвинения в том, что они являются не чем иным, как оккупационными администрациями РФ на Донбассе. Впрочем, учитывая то, что последнее уже утверждается на официальном уровне в украинском законодательстве, подобная "отмазка" ничего не даст.
Наконец последним вариантом, объясняющим необходимость согласования вопроса миротворческой миссии с "ЛДНР", может быть то, что, по мнению РФ, подобный шаг означает хотя бы частичное признание самопровозглашенных "республик".
В идеале для российской дипломатии был бы вариант отказа Украины вести переговоры о миротворцах с непризнанными "республиками", что позволит россиянам заявить, что украинская сторона вовсе не намерена искать мирное решение вопроса Донбасса, а хочет все решить силой. Именно этот тезис усиленно продвигают украинская пресса, МИД и политики после принятия закона о реинтеграции Донбасса.
В таких условиях предложение РФ согласовать вопрос ввода миротворцев с самопровозглашенными "республиками" может быть хитроумной ловушкой в надежде на отказ Украины иметь дело с ними, что позволит нивелировать мирные инициативы украинской стороны.
Источник: 112ua