Штрихи к портрету. Олег Семёнович Чмона.

Ученики и коллеги Олега Семёновича делятся своими воспоминаниями об Учителе – человеке, работа под руководством которого позволила им развить собственные таланты и достичь их нынешнего профессионального уровня и общественного положения.

 

Александр Филиппов:

Я работал с Олегом Семёновичем с 1979 г. Сначала оказался в другом отделе, но по слухам знал, что есть такой интересный человек – Олег Чмона. Я занимался туризмом, а он – альпинизмом и парусным спортом, своими руками построил яхту. Я и сам спортсмен, участвую в парусных состязаниях. Проработав несколько месяцев в другом отделе, где у меня была не очень творческая работа, я попросился к Олегу Семёновичу. Он не стал смотреть мой диплом – мы просто поговорили, после чего Олег Семёнович представил меня начальнику отдела. Так я оказался в бригаде Чмоны, где, по сути, и началась моя трудовая биография.

…До «Днепрогражданпроекта» Олег Семёнович работал в институте «Гипромез». Вначале он окончил не конкретный архитектурный вуз – а ПГС в транспортном институте, но защищался по архитектуре. Он с детства хорошо рисовал – у него прекрасные акварели. В душе он был, как говорится, не физии, а лирик. И эта лирическая душа подвигла его защититься по архитектуре.

Кроме того, в транспортном институте Олег Семёнович получил очень хорошие инженерные знания и мог мыслить и проектировать не абстрактно, а более конкретно. Поэтому он больше архитектор, чем иные дипломированные архитекторы, которые оканчивали архитектурный вуз. Некоторые «специалисты» могут нафантазировать такое, что в наших условиях никак невозможно осуществить. Олегу Семёновичу же его инженерные знания помогали проектировать так, что всё, что он ни придумывал, воплощалось в жизнь. Он предлагал реальные вещи. В этом его отличие от многих архитекторов, которые работали в то время и работают сейчас.

Жилые дома на ул. Савкина. О.С.Чмона, С.В.Рогочий, конструктор Б.А.Медгауз. Снимок из архива С.В.Рогочего

Работая в «Гипромезе», Олег Семёнович занимался в основном промышленной архитектурой. Там он только начинал в отделе промышленной эстетики. В институте имелась макетная мастерская, которая позволяла архитекторам института оформлять подачу тех проектов, что выполнялись в «Гипромезе». Естественно, Олег Семёнович внёс в работу института свою лепту, но крупных, собственных объектов у него тогда не было. Во всяком случае, мне о них ничего не известно. Позже Олег Семёнович перешёл в мастерскую Владимира Александровича Зуева. Один из первых его объектов – диорама «Битва за Днепр». Для её проекта им были предложены любопытные идеи. Они не нашли реализации, но даже то, что было выполнено, сделало диораму интересным объектом, который прекрасно вписался в городскую среду.

 

Вадим Заречный:

Начинал работать Олег Семёнович в институте «Днепрогражданпроект», в мастерской Зуева. Под его руководством и стала разворачиваться активная деятельность Чмоны в Днепропетровске. Уже работая в «Днепрогражданпроекте», Олег Семёнович окончил вечерний архитектурный факультет Строительного института – хотя в его случае диплом имел второстепенное значение, поскольку он чувствовал архитектуру, её образы и композицию, он мог родить идею и мог видеть всё в целом, не зацикливаясь на деталях. Архитектор от Бога, благодаря этому дару Олег Семёнович постоянно находил нестандартные и неожиданные решения, когда его коллеги заходили в тупик.

В Днепропетровске сложилась когорта сильных архитектурных специалистов, которые представляли собой мощную силу. Между ними складывались разные отношения, но всех их объединял Союз архитекторов. Несмотря на то, что наши мэтры находились в состоянии открытой или скрытой конкуренции, все они поддерживали друг друга в профессиональном плане – никто не топил другого. Существовала взаимная поддержка. В то время было заложено много архитектурно-градостроительных идей и разработок, программных для развития Днепропетровска.

В этой обстановке Чмона постепенно вырос и обрёл самостоятельность в рамках института уже как ГАП. У него стали появляться самостоятельные объекты. Одним из его первых таких объектов стала гостиница «Днепропетровск», в проектировании которой он принимал участие ещё под руководством Зуева. Дизайн надписи «Готель «Дніпропетровськ» принадлежит именно Олегу Семёновичу, который сам вырезал для неё шаблоны. В проект здания диорамы Олег Семёнович внёс полукруглую пристройку для собственно диорамы. Изначально она выглядела как элементарный брусок. Из-за этого дополнения в проект разразился конфликт Чмоны с Зуевым, после которого диораму доделывали уже без Олега Семёновича, и интерьеры помещений выполнил Вячеслав Павлович Товстик.

Комплекс диорамы "Битва за Днепр", 1976 г. В.А.Зуев, О.С.Чмона, В.П.Товстик, конструктор Б.А.Медгауз. Снимок из архива Б.А.Медгауза

На проектировании и строительстве диорамы пришлось преодолевать непрофессиональное вмешательство партийных руководителей. Хорошо, что построенную из силикатного кирпича диораму тогда удалось облицевать инкерманским камнем. Огромным  плюсом стало то, что у Днепропетровского исторического музея значительно расширились экспозиционные площади.

К этому же периоду времени относится работа над учебным корпусом ДГУ по пр.Гагарина.

До того, как объект попал в руки Олега Семёновича, он уже был запроектирован как пятиэтажное здание. Чмона изменил конструктивную схему, применил утеплённые навесные панели с витражами, чем уменьшил нагрузку, и увеличил этажность до13-ти этажей на тех же фундаментах. Применение на фасаде солнцезащитных элементов, оригинальное решение эвакуационных лестниц, масштабное решение входного узла и вертикальных коммуникаций создали интересную архитектурную композицию.

Главный корпус Днепропетровского госуниверситета (ныне ДНУ), пр. Гагарина, 72. В.А.Зуев, О.С.Чмона. Снимок из архива В.И.Заречного

Александр Филиппов:

Все работы Олега Семёновича интересны. Взять, к примеру, военное училище. Я отдал восемь лет работе над ним, выполняя непосредственно рабочее проектирование. Я принимал участие в проектировании корпуса вдоль пр. Гагарина. Кроме того, я проектировал клуб военного училища – впоследствии кинотеатр «Орион» и аэрокосмический центр. Позже мы проектировали столовую на 2000 мест, где могли одновременно разместиться и пообедать все курсанты училища, включавшую также и производственную часть – складские помещения, кухню и т.п. На тот момент это было очень большое по объёму помещение – таких обычно не строили. А также проектировал спорткомплекс, включавший несколько спортивных залов и бассейн, и общежитие училища. Всё это – очень интересные объекты, оставшиеся нереализованными.

Днепропетровское высшее зенитно-ракетное командное училище, макет. Снимок из архива В.И.Заречного

Современный вид (ныне - юридическая академия и Национальный аэрокосмический центр)

Олег Семёнович давал своим сотрудникам возможность творчески реализоваться – давал нам возможность предлагать свои идеи. В коллективе царила творческая атмосфера, работать с ним было очень интересно. Олег Семёнович всегда был очень интересным человеком – весьма эрудированным, и это при том, что в детстве он был отнюдь не пай-мальчиком и ботаником. Однако со временем он стал очень много читать. Благодаря этому Олега Семёновича отличала эрудиция абсолютно во всех областях. У него было очень много друзей – и здесь, на Украине, и за её пределами, например, в Грузии. Из наших архитекторов Чмона дружил с Владимиром Весниным.

Учебный корпус ДВЗРКУ – пр. Гагарина, 30. Снимок из архива С.В.Рогочего

Мы с Олегом Семёновичем проектировали военное училище, позже я начинал работать по домам на Красном Камне – точечной высотной застройке вокруг карьера. Продолжил эту работу Сергей Рогочий.

Жилой дом на микрорайоне Красный Камень – ул. Савкина. Снимок из архива В.И.Заречного

Позже мы выполнили проект очень интересной в архитектурном отношении базы отдыха на Днепре, расположенной над балкой, которая промыла мягкую почву. Идею, в данном случае фантастическую, предложил я, а Олег Семёнович за неё ухватился, и она легла в основу проекта. Я предложил поставить здание поперёк балки. Комплекс базы включал коттеджи с номерами на террасах, образующих амфитеатр, общественные помещения, кинотеатр с видом на балку. Рельеф местности гармонично вписался в проект. Заказчиком базы выступило «Вторсырьё», государственная фирма, занимавшаяся сбором и переработкой металлолома. Фирма была богатой, поэтому довела строительство до 90-процентной готовности. Затем СССР рухнул, и объект остался недостроенным…

Олег Семёнович работал по принципу, который исповедуют врачи: не навреди. Он старался вписывать свои здания в существующий рельеф так, чтобы они не мешали природе и существующей застройке.

 

Сергей Рогочий:

У нас, тогда молодых специалистов, возникла возможность поработать с таким замечательным человеком, как Олег Семёнович, – замечательным и как архитектор, и как личность. Мы очень благодарны ему, потому что учёба в вузе – это одно, а практическая профессиональная деятельность – совсем другое. Случается и так, что ты был хорошим студентом с большими претензиями на личную реализацию, но без возможности попасть в творческий коллектив к подходящему руководителю твоя творческая деятельность может сойти на нет. Мы же благодаря Олегу Семёновичу имели возможность заниматься индивидуальным проектированием. Но самое главное – возможность общаться с этим замечательным человеком, который сплотил нас вокруг себя. Его и наши идеи становились общими. Мы были единым коллективом, сообща решавшим все задачи, которые перед нами ставил Олег Семенович. Хорошие отношения между членами нашего коллектива сохранились до настоящего времени. И это во многом благодаря Олегу Семеновичу, поскольку он заложил в нас зерно как творческое, так и лучших человеческих качеств.

Чтобы самостоятельно решать серьёзные задачи, нужно пройти большой путь, участвовать в создании больших объектов и выполнять разную работу – от самой простой до самой сложной. Только тогда ты получаешь всесторонний опыт. Олег Семенович давал нам такую возможность. Кроме конкретных главных задач, он давал каждому мелкие поручения по другим проектам. Благодаря такому подходу наш профессиональный опыт рос. Мы учились, общаясь с Олегом Семеновичем, происходило наше становление и как архитекторов, и как личностей.

Комплекс административных зданий в квартале Красная, Короленко, Светлова. Проект не реализован. О.С.Чмона, В.И.Заречный, С.В.Рогочий

Работы Олега Семёновича резко отличались от проектов других архитекторов – он шёл на несколько шагов впереди, а архитекторы старой школы были приверженцами классических решений. Но со временем все приняли его работы и стиль. Проекты Олега Семёновича и для нас, и для общественности стали образцом.

Когда начиналась какая-либо значимая большая работа – военное училище, комплекс на Красном Камне, конкурсные проекты и т.п. – вначале все участвовали в обсуждении за круглым столом, где каждый высказывал свои идеи. Затем Олег Семёнович привлекал к работе над проектом 2-3 человека из числа тех, кто на тот момент был более-менее свободен, либо тех, кого он считал необходимым привлечь именно к этому проекту. Кроме того, он мог привлечь и тех членов группы, кто не был занят именно в данной работе, уже для её завершения и сдачи. Наша группа была единым творческим организмом, который совместно работал на решение общей задачи.

Рабочий момент – Учитель и ученики. Снимок из архива С.В.Рогочего

Александр Филиппов:

Чмона собрал у себя архитекторов, которые имели желание и способности, чтобы заниматься индивидуальным проектированием, – как правило, это люди более амбициозные и творчески одарённые – и отдавал одной бригаде всё типовое проектирование, а другой передавал всё индивидуальное. Бригада, занятая типовым проектированием, перевыполняла план при меньших затратах времени, а мы работали больше времени, но план не выполняли. Зато при такой организации труда одно компенсировало другое…

Я принимал участие в конкурсном проекте реконструкции привокзальной площади. Затем был конкурс на проект новых станций метро в Москве. Подавали на конкурс – международное биеннале  в Софии (Болгария) – проект военного училища и стали лауреатами в своём классе. Туда ездил лишь Олег Семёнович. Это было серьёзное признание. Комплекс военного училища подавали и на Государственную премию, но Чмона отказался от участия, поскольку нам стали добавлять «соавторов», которые не принимали реального участия в работе, отреагировав на это очень резко: «Это мой объект, и я имею право не подавать его». Он был достаточно принципиальным человеком.

Чмона любил родной украинский язык и много читал на нём.  Он был человеком, не скупым на похвалы. Работал до последнего с Вадимом Ивановичем Заречным, но до самого конца, встречаясь со мной, с благодарностью вспоминал, как я отдал много сил и времени авторскому надзору на строительстве училища.

 

Вадим Заречный:

Колоссальная работа мастерской Чмоны – жилмассивы Левобережный-2 и 3. На жилмассиве  Левобережный-3 впервые в Днепропетровске применили дома типовой серии 137, которые перенесли из Свердловска для застройки Воронцовского жилмассива, а Олег Семёнович предложил использовать её на Левобережном. Запроектированные объекты соцкультбыта так и остались недостроенными

В 90-тые годы «Днепрогражданпроект» начал разваливаться, многие сотрудники ушли – кто на пенсию, кто вообще из архитектуры. Некоторые начали организовывать свой бизнес в проектировании. Пришло время покинуть институт и нам. Мастерскую «Архсалон» мы с Олегом Семёновичем открыли в 1995 г. До этого у нас время от времени появлялись частные заказы – например, жилой район в Кременчуге с развитым общественным центром, 14-ти этажные жилые дома по ул. Казакова.

ЖК на ул. Казакова, 4. Современный вид. Снимок автора статьи

Первое время наша мастерская проектировала объекты, которые остались нереализованными – такая судьба постигла предложения по застройке ул. Шаумяна и застройке в районе театра оперы и балета. Серьёзной работой для нас с Олегом Семёновичем стал проект ТЦ «Гранд-плаза», которому мы уделили много времени и сил. На этапе авторского надзора начались конфликты с заказчиком, который стал урезать финансирование и вносить неприемлемые изменения в проект. В итоге окончание строительства, вход и интерьеры выполняли другие люди. Название «Гранд-плаза» также принадлежит нам с Олегом Семёновичем. Первоначально объект был безымянным полифункциональным центром. На одном из эскизных предложений входного узла на фасаде была нанесена надпись. Это была ирония. Вышло так, что фасад не утвердили, а название осталось. Строительство обнаружило массу проблем – в частности, под будущим ТЦ находился коллектор, и его необходимо было накрыть конструкцией, которая должна была выдержать вес здания. Решение этих проблем легло на наши плечи…

ТЦ Гранд-плаза, первоначальный вид входной группы. Проект ООО «Архсалон»

Александр Филиппов:

Наше сотрудничество продолжалось и после моего ухода из института в свободное плавание. Уже после «Днепрогражданпроекта» я проектировал застройку микрорайона в Тольятти площадью в 70 гектар, в которой принял участие и Олег Семёнович. Работа поступила ко мне, но Олег Семёнович в «Днепрогражданпроекте» занимался застройкой микрорайонов, и я привлёк его к работе как консультанта. К нам приезжали из Москвы. И мы выполняли макеты и представляли множество вариантов. Наряду с нами, Олег Семёнович уделил этой работе много времени.

Я также привлекал Олега Семёновича в качестве консультанта к ещё одной интересной работе – проекту реконструкции Комсомольского острова. В её основу легли и его, и мои идеи, которые мы с ним вместе обсуждали.

 

Вадим Заречный:

Ещё один наш объект – АТБ в начале ул. Космической, самый оригинальный из ТЦ этой сети. Первоначально заказчика интересовал оригинальный, образцовый проект торгового центра, но в дальнейшем он переключился на типовое проектирование своих магазинов.

АТБ – Космическая, 3. Снимок из архива В.И.Заречного

Ресторан быстрого питания «Пузата хата» по ул. К.Либкнехта,1 – тоже результат нашей совместной работы. Объект возник в результате реконструкции Салона красоты, который был в комплексе с Домом Архитектора и рестораном «Нектар» и формировал стилобат для 14-тиэтажных жилых домов. Кстати, автором всех этих объектов является Олег Семёнович, хотя в процессе проектирования принимали участие и другие архитекторы. Интерьеры ресторана «Пузата хата» выполнены, можно сказать, учеником Олега Семеновича,  Сегедой Александром Петровичем.

«Пузата хата» на К.Либкнехта, 1. Проект ООО «Архсалон»

В докризисное время (до 2009 г.) ООО «Архсалон» было выполнено большое количество проектов на стадии «Градостроительное обоснование», которые давали ответы и решение многих градостроительных задач. К сожалению, подавляющее большинство этих объектов не получило дальнейшего развития, но это был очень интересный творческий период нашей жизни.

Последним построенным объектом Олега Семёновича стал ТЦ Comfy возле Нового моста. Первоначально проектировался подземный торговый центр на территории пятна будущей застройки Брамы с выходами к зданию «Днепрогражданпроекта» и ГлавАПУ. Однако уже после того, как проект был одобрен градсоветом, заказчику выделили другой участок – возле въезда на Новый мост. Остались нереализованными такие элементы проекта ТЦ, как озеленённая кровля и пешеходные переходы, ведущие над проезжей частью к цирку… Мы предлагали также окружить здание зеленью и таким образом отделить его от проезжей части и набережной.

Торговый центр Comfy – наб. Ленина, 31. Снимок автора статьи

Олег Семенович жил активной наполненной жизнью. Он был членом градостроительного совета около 30 лет, принимал участие в творческих конкурсах, занимался преподавательской деятельностью, активно участвовал в жизни Союза Архитекторов.

Вспоминать и рассказывать можно много всего, потому что Чмона для меня – это не просто архитектор и время, это – эпоха!

 

Влад ДУЛЬСКИЙ