СКАЗАНИЕ О ЗВЕЗДНОЙ СУДЬБЕ
«Звездная судьба» - это статус, который с полным правом носит легендарный человек Ю.С.Алексеев, крупнейшая фигура в ракетно-космической отрасли Украины. Вот самые высокие ступеньки его профессионального восхождения: генеральный директор производственного объединения «Южный машиностроительный завод» (1992 - 2005), глава "Национального космического агентства Украины " (2005 - 2009), генеральный директор НКАУ (2010 - 2014).
Разумеется, что осветить такую судьбу непросто, но автору очерка помогает тот факт, что он проработал на Южмаше более полувека и посвятил несколько десятилетий созданию летописи знаменитого предприятия.
Принимаясь за этот очерк, ставилась цель ввести непосвященного в ракетные дела читателя в атмосферу самого драматичного периода истории Южмаша, а заодно бросить взгляд на масштабную биографию Юрия Сергеевича в ракетно-космической сфере.. Любая жизненная высота достигается большим трудом, а уж космическая, как показывает история – это восхождение, где уместен афоризм «Сквозь тернии к звездам». Верим, что высокий жизненный и профессиональный путь заслуженного ветерана космической отрасли представляет несомненный интерес для широкой аудитории…
***
Двадцатый век на своем финише предпочел бурю, разрушившую социально-политические устои, изменил архитектуру, которая тщателно выстраивалась с октября 17-го по август 91-го. Символический венок из республик- сестер развеялся под грозными потугами всенародной катастрофы. Озноб поразил буквально все, что окружало человека.
Не беремся судить, что реально принес Украине суверенитет, дарованный Центром в результате развала некогда общего государства, состоящего из социально-промышленных потенций входящих в него республик. Остановимся на том, что он отнял у Украины. Прежде всего в вопросе интеллектуальных отраслей производства.
Преуспевающий в годы « холодной войны» Южмаш был парализован. В лучшие для Южмаша годы 80 процентов загрузки составляла оборонная тематика. До развала некогда общей страны Южмаш, совместно с КБЮ при союзной кооперации поставок, создал для армии 10 тысяч межконтинентальных баллистических ракет, составляющих надежный ядерный щит. На базе систем днепровского ракетно-космического куста был создан новый род войск РВСН. Квинтэссенцией этого подвига стала отработка, выпуск с постановкой в войска ракетных комплексов SS-18 и SS-24, в результате чего стала бессмысленной гонка ядерных вооружений и средств их доставки. Отсюда – начало переговорного процесса и, как результат, окончание «холодной войны»
Но после триумфа Днепровского ракетно-космического куста грянул август 91 года, в результате чего были подвержены дискредитации, те, кто создавал цитадель защиты некогда общей социально-политической архитектуры.
Это были годы, когда только прозорливые натуры могли прогнозировать мозаику общего, что надо строить, к чему стремиться, дабы не увязнуть в навороте невиданного в истории бурелома.
После развала Союза у южмашевцев остался в неприкосновенности разве что интеллектуальный ресурс. И то не надолго, ибо в пору социально-политической распутицы заводчанам довелось перебиваться поденщиной. Результат катастрофический -пошел отток мастеровых элитного спектра. Иного не дано, ибо в этот период шанс Южмашу найти себя был равносилен шансу обнаружить живительный источник в пустыне…
Требовалась личность, которая вступила бы в единоборство со стихией и победила. И она обнаружилась…
В странах с устойчивой экономикой при сворачивании «оборонки» вступает в силу закон конверсии, на которую выделяются державой немалые средства. Сворачивание «оборонки» у нас тоже назвали конверсией, но средств на нее не выделили.
Состояние турбулентности в условиях ракетостроительного гиганта – подобно извержению вулкана, от которого спасения нет. И только истые знаковые фигуры способны не только сами устоять, но и сохранить все то, что способен поглотить жерл турбулентности.
Ракетостроение – это аристократическая отрасль промышленности. Чтобы достичь сам дух этого аристократизма, собирали в свое время по крохам специалистов по всей необъятной некогда общей стране. Отсюда на днепровских кручах появились своеобразные командармы новой сферы промышленности Л.В.Смирнов, М.К.Янгель, А.М.Макаров, которые вошли в мировую историю как некие архангелы обеспечения благоразумия в мировой геополитике.
Аристократичность – в самой природе ракетостроения, в его, так сказать, атомной решетке. В том, каким филигранным образом ты составил технологию на тот или иной производственный фрагмент, с какой щепетильной аккуратностью ты его выполняешь, с каким состоянием духа являешься на рабочее место и многое другое…
Без этой аристократичности у нас бы ничего не летало. А на поверку из ста пусков – сто – в цель В частности, надежность наших космических носителей превысила все мировые рекорды .Ракетостроение – это миллионы специалистов самых различных направлений. Среди этих миллионов появляются редкие по атомной структуре люди, которые готовы взять в критический момент на себя ответственность государственного тоннажа с целью одержать надлежащий результат. Среди этих уникальных единиц – Юрий Сергеевич Алексеев. Следует запомнить это величественное имя человека, посягнувшего на звездную судьбу?
Словом, нестандартная преамбула адресована под очерк о звездной судьбе человека, которого без преувеличения знают на всех континентах. Теперь по сути…
Жидкостно-ракетный двигатель (ЖРД) – главный агрегат в ракетостроении. Он выносит на заданные орбиты все, что нагружают на ракетный носитель. высокомерно попирая земное притяжение.
ЖРД – выносит и людские судьбы на заданные орбиты, если эти судьбы подвластны силовым потокам его огненной стихии.
Заместитель начальника двигательного производства Южмаша А.С.Жаворонков помнит Юрия Алексеева молодым специалистом, поступившим в цех 32 после окончания физтеха ДГУ .
Задатки лидера у Алексеева проявились уже тогда, но едва ли в нем можно было угадать будущего директора ракетного завода. Слишком велик был авторитет тогдашнего директора А.М.Макарова, корифея ракетостроения. При нем Южмаш процветал, выпуская 100 межконтинентальный баллистических ракет в год, являясь жемчужиной украинского ракетостроения. Понятно, что жемчужину случайным людям не доверяют…
Ю. С. .Алексееву присущи чутье технической новизны и технологический вкус, но главное – волевой характер. Гете к нашему случаю резонно заметил, что: «Таланты образуются в покое, характеры – среди житейских бурь». Истинность такого взгляда нетрудно рассмотреть на примере управленческого процесса Ю.С.Алексеева .
Университет дал Ю.Алексееву вхождение в теорию ракетной техники, а подлинными университетами стали для него макаровские будни, некие высшие ступени не только погружения в предмет , но и набор технологической изощренности не утопать в явных безднах. А это, в таких специфических отраслях как ракетостроение, дорогого стоит.
Поступив в вуз, Юрий Алексеев твердо решил служить энергии умопомрачительных скоростей. Динамизм жизни в больших скоростях. Увлекаясь скоростями, служа им верой и правдой, он и сам в спешке жизни не заметил, как незаметно подкатил к семидесятипятилетнему рубежу, который мы отмечаем 6 декабря текущего года…
Несомненной удачей , конечно же, явилось то, что Юрий Алексеев попал после распределения на ЮМЗ, где к тому времени судьбе было угодно, чтобы на Юге Украины сошлись два гиганта прошлого столетия М.К.Янгель и А.М.Макаров, с целью, в одном случае аккумулировать в стенах КБ все, что выработало человечество по части строительства ракетных носителей и умножить на интеллект современной генерации ракетчиков, с другой - обеспечить такой уровень производства, который бы сумел реализовать в металле немыслимо высокого уровня конструкторские наработки. То, что сотворили эти два человека с помощью почти шестидесятитысячной армии элитных специалистов будет будоражить воображение многих поколений мыслящих людей.
ЮМЗ – это не просто высокотехнологичное предприятие, оснащенное новейшими техникой и десятками тысяч технологий. Это особая среда, где талант, если он дарован создателем, непременно даст о себе знать, заявит во всеуслышанье…
Генеральный директор известнейшего в мире предприятия с аббревиатурой ЮМЗ Ю.С.Алексеев начинал свою карьеру ракетчика без особых признаков на головокружительный взлет по служебной лестнице. Начинал, как большинство выпускников физтеха Днепропетровского госуниверситета с нижней ступени служебной лестницы – помощником производственного мастера цеха по выпуску ракетных двигателей. Он движется в производстве без резких движений, о чем свидетельствует его первая награда – медаль «За трудовую доблесть», полученную в качестве начальника цеха 58 по производству крупногабаритной оснастки в 1984 году. То есть, спустя 12 лет после вступления в должность помощника мастера слесарно-сборочного цеха.
Сорокачетырехлетнему Ю.С.Алексееву гендиректор Южмаша Л.Д.Кучма передал ключи от управления крупнейшим в Европе ракетно-космическим гигантом, направившись исполнять обязанности премьера Украины. Шестилетний срок директорства на Южмаше убедил Леонида Даниловича беречь Южмаш пуще пресловутой зеницы ока И пока Л.Д.Кучма пытается, как главный хозяйственник страны, настроить дела таким образом, чтобы страну не растащили нувориши, Ю.Алексеев делает все возможное, чтобы заслонить собой Южмаш….
Именитые ракетчики Украины – С.Н.Конюхов, Ю.С.Алексеев и Л.Д.Кучма
Оборонка для Южмаша , как мы отметили выше, это 80 процентов загрузки. Более 40 тысяч рабочих мест вдруг стали не обеспечены занятостью. Это был благодатный период устранения нас с рынка пусковых космических услуг. Не удалось, благодаря в большей степени Юрию Сергеевичу, свидетельствует В.А.Щеголь, принявший в свое время ключи от Южмаша у Ю.С. Алексеева.
Ракетно-космическая отрасль – лакомый кусок, в особенности, в период определенной неопределенности Те, кто разглядел в нестандартной ситуации кандидатуру Ю.С.Алексеева, способную на большее чем руководство Южмашем, говорит о многом. А впереди непременно новая ступень профессионального восхождения.
Ю.С.Алексеева многие называют гендиректором переходного периода. Он обозначен враз рухнувшим всесоюзным устройством плановой экономики и формальным обретением Украины независимости. И если атмосфера идеологического пространства способна была воодушевлять мыслящего человека, то сфера хозяйствования вдруг оказавшейся Украины в условиях независимости предвещала великий драматизм. Суверенитет на бумаге принес в экономику разрушительный смерч, коснувшийся подавляющего числа народа. Но наиболее болезненно он отразился на управленцах промышленности самых разных сфер. Наше сказание, понятное дело, как раз о наиболее ответственном секторе экономики – ракетостроении и о генеральном директоре Южмаша Юрии Сергеевиче Алексееве.
Так вот, в мундире генерального директора Ю.С.Алексеев вошел в эпоху дестабилизации. Рычаги управления, которыми пользовались его легендарные предшественники Л.В.Смирнов и А.М.Макаров, стали заедать на каждом шагу. Захлестывала разбалансировка управленческой системы, которая безотказно работала в эпоху А.М.Макарова в условиях жестких императивов централизма.
Ю.С.Алексееву пришлось приноравливаться к условиям социально-экономического коллапса, в период перехода от одной общественно экономической формации, к другой. Причем, в период фактического упразднения ракетно-космической тематики. И тем не менее, жизнь этого человека началась с красной строки, момента вступления на пост гендиректора Южмаша.
А.М.Макаров – это глыба, с какой бы точки зрения не подходить к его изучению. Редкий руководитель, которому удалось четверть века управлять таким гигантом, как Южмаш. И это в хронических условиях Директивного управления. Макаров управлял в условиях плановой экономики, жесткой госдисциплины. Тарировка между указанием верхов и выполнением требований времени была идеальной, о чем свидетельствует две Золотые Звезды Героя на мундире Макарова.
У Ю.С. Алексеева были директорские полномочия, десятки тысяч специалистов, которых нечем было загрузить, естественное, нечем материально содержать. А еще довлела атмосфера неминуемого краха. Без зарплаты число кадровых специалистов начало таять… Это период турбулентности, который будет сопровождать гендиректора Алексеева с сорокатысячным коллективом не один год…рь в ракетостроении постсоветского периода – хватало. Они, как ни странно, пособили сформировать управленческую личность мирового уровня, которой было доверено спасать Южмаш. Ю.С.Алексеев- один из немногих, кто строил новую Украину в то время, как другие прибирали к рукам заводы, фабрики, шахты и пароходы, а остальной «довесок» общества дремал в социальных оглоблях, не подозревая о вселенском раздрае…
Ю.С.Алексеева отличает самозабвенность созидания, упорство, в достижении цели. Каждый его шаг одухотворен заботой о благе Отечества.
Какое-то время спасал трактор, он кормил южмашевцев, производство которого в годы расцвета довели до 60 тысяч в год. Но с годами и тракторное производство начало хиреть, ибо комплектовалось на 75 процентов за счет входящих предприятий некогда общей страны…
Строить всегда легче, чем перестраивать, хотя бы потому, что под проект строительства выделяются средства, дается материально-техническое обеспечение. Перестраиваться, как правило, приходится за счет внутренних резервов и, как правило, без проекта, на ощупь…
Алексеевская перестройка, как мы отметили выше, сопровождалась полным сворачиванием военного производства. Стало быть, 20-ти процентная загрузка на сорок тысяч специалистов., это жизнь даже не впроголодь…
Личности с алексеевской натурой приходят в мир, чтобы совершить нечто, что без них не может быть совершено .Ю.С.Алексееву выпала честь практически формировать модель ракетно-космической отрасли Украины. Производственной «мускулистости» Ю.С.Алексеева, инженера, руководителя крупного государственного масштаба, казалось, не было износу. Вряд ли в стране найдется руководитель промышленности, вклад которого можно соизмерить с вкладом Ю.С.Алексеева, которым он обогатил отечественное ракетостроение. Он не соизмерим, этот вклад…
Зам. гендиректора по гарантийному надзору Южиаша А.Ф.Науменко свидетельствовал в свое время о своем патроне: «В те годы Юрию Сергеевичу часто приходилось « выбивать» деньги…. Прежняя система рухнула, а новых правил просто не существовало. Тут Юрий Сергеевич был и дипломатом, и опытным промышленником, и завзятым торговцем»
Единственным преимуществом его времени являлось то, что Ю.С. Алексеев был избавлен директивной удавки.
Ю.С.Алексеев говорит, что «в период повальной конверсии Южмаш выживал за счет трактора, потом был троллейбус и сборка комбайнов, затем кормила программа ликвидации боевых ракет, и только в конце 90-х пошли первые международные космические проекты…». Как «командующий», вынужден был сдавать отдельные позиции: упразднять сегменты, чтобы спасти основу. Пришлось упразднить производство ТНП, сократить до минимума строительство жилья и даже передать на баланс местным властям социально-бытовой сектор объемом среднего европейского города (столько жилья построили предшественники Алексеева).
Заметим: в начале южмашевского пути трактор (имеется ввиду тракторное производство) служил прикрытием от западных разведок, теперь он стал еще и кормильцем.
Доки в ракетостроении, южмашевцы не чураются заказов не ракетного профиля.
Чем только южмиашевцы не занимались, от золоочистичельных установок до машин по брикетированию хозяйственного мыла. Так обстоятельства измывались над технической элитой. Не случайно в ту пору было нередко встретить вчерашних ракетостроителей за прилавком реализатора на городском рынке…
С некоторых пор Ю.С. Алексеев втащил в завод проект по производству ветроэнергетической установки мощностью 600 кВт.При Алексееве на Южмаше сделали серьезный шаг в области производства техники для выработки альтернативных источников энергии – ВЭС 600кВт – это агрегат ХХ! Века.
В этом изделии Ю.С. Алексеева не смутили даже лопасти, технологичность которых весьма специфическая. Производство уникальное, которое пришлось закупать во Франции. Рабочие лопасти для 600 кВт имеют аэродинамический профиль НАСА, то есть соответствуют высоким требованиям международных ГОСТов.
В Киеве у Ю.С.Алексеева состоялась встреча со шведами, для которых ветроэнергетика на высоком техническом уровне. Посмотрели технологии, которыми южмашевцы обладают в области ветроэнергетики, после чего выразили готовность вместе делать еще более мощные «ветряки», предлагая мощность в две и три тысячи киловатт…Такое предложение привнесло на Южмаш ветроэнергетическую эйфорию в хорошем смысле… Южмашевцы, как говорят, шли в теме впереди планеты всей. Во всяком случае более трех десятков лет ракетчики знали цену «зеленой энергетике»…
Целое отдельное производство было создано для изготовления шестидесятиметровых башен под ВЭУ Т-600-48. Секции опорной башни сваривались в цехе Южмаша в автоматическом режиме инструментального производства. Лопасти ветротурбины готовились на площадях девятого производства, некогда занимавшееся головными частями к межконтинентальным баллистическим носителям. Освободившиеся площади как раз впору стали для выпуска 24-хметровых лопастей под ВЭУ-600. С некоторых пор Южмаш признан специалистами, как предприятие ветроэнергетического профиля
Стыковка сегментов 60-ти метровой башни пришлась по душе даже главному сварщику Украины Б.Е.Патону. «Наложение шва – это же мировой уровень!» Такая оценка мэтра с мировым именем придавала южмашевцам веры в светлое завтра…
Южмашевцы не гнушались «мелочевкой», которая приносила какой-то процент загрузки. Пошла на «ура» сборка российских комбайнов «Дон».
Учитывая высокую профильность Южмаша, поступает заказ на изготовление шасси для антоновского Ан-140. У нас получилось, следом заказ от антоновцев на шасси под АН-148
Освоили и этот продукт…. Кстати, изделие в производстве не простое. Специалисты свидетельствуют, что шасси чуть ли не главный агрегат в самолете. Безупречность его качества выше всяких иных требований. Южмашевцы и здесь показали класс технического профессионализма.
Скрубера, эмульгаторы, оборудования для изготовления искусственных нитей для заводов «Химволокно», для нанесения антикоррозийного покрытия на трубы Новомосковского трубного завода под западный рынок. Для внутреннего рынка - колбасные машины. В серии ТНП – соковыжималки, светильники, музыкальные шкатулки, бытовые газовые баллоны. Последние в большей степени шли по бартеру в Болгарию, Китай в обмен на шмотки. В Украине в ту пору на распутье оказалось производство ширпотреба. Болгары поглотили 200 тыс. бытовых газовых баллонов, забросав нас синтетическими спортивными костюмами, Китай – пуховиками…
Сборка зерноуборочных комбайнов и производство шасси к современным самолетам –две полярные специализации как в технологическом прочтении, так в исполнительном мастерстве. При этом стерильно сохраняется « в загашнике» мастерство созидания ракет…
А какой творческий подъем поселился в цехах завода, когда решились на самостоятельный выпуск рам под транспортировку ракетных носителей с завода к точке наводного старта.
Транспортировочная восьмидесятитонная рама представляла собой– серьезное инженерное сооружение. Время подпирало и на заводе решили взяться за их изготовление самим, хотя по емкости их сподручнее было бы изготовить на заводе, специализирующем на производстве стотонных мостовых кранов.
Сложность заключалась еще и в том, что на стороне ее готовили бы долгие месяцы, а ситуация требовала оперативности… К тому же за, изготовления заказа на стороне следовало платить деньги и немалые… И как ни странно, но и здесь мы дали технического фору… Этими рамами мы выложили символичный конвейер между заводом и пусковым столом в Тихом океане.
Наши «Зениты» под проект «Морской старт» мы доставляли железнодорожным путем в Николаевский порт. Там перегружали на морской сухогруз, каждая минута простоя, которого дорого обходилась нашей стороне. А рамы устранили этот вынужденный зазор между доставкой носителей в порт и перегрузкой на борт сухогруза…
Казалось бы, какое дело именитому ракетостроителю до захоронения радиоактивных отходов, которыми Украина в числе других стран занимается. Гендиректор Южмаша сознает, что мы не можем позволить, чтобы эта чрезвычайно сложная проблема была перенесена на плечи будущих поколений. Он предлагает большие полномочия бывшему главному химику Южмаша П.В.Останину для реализации своей доли в решении мировой проблемы. Южмашевские специалисты тут же использовали технологии, которые применялись при изготовлении контейнеров для ракетных комплексов с минометным стартом. Наш контейнер для хранения и захоронения РАО (по сведению НТЦ КОРО) намного дешевле мировых образцов. Американцы готовы в ту пору продавать на своем рынке ежегодно 40 тысяч контейнеров в год. Вот оно участие в мировой проблеме и забота об увеличении экономических показателей Южмаша.
Директора-подвижника ссужало духовной энергией его ракетное окружение, своеобразные поршни технического прогресса. Южмаш для него – нерушимая величественная коммуналка духа и творческой потенции
«Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха». А их было великое множество. Общеизвестно, что гендиректор Южмаша буквально штурмовал правительственные и министерские кабинеты, памятуя пословицу: «Смазку получает то колесо, которое скрипит громче всех».
Ю.С.Алексеев довольно рано проник в ракетный бомонд И не только ближнего зарубежья. Мистера Алексеева знают в Европе, Америке, в странах восходящего солнца. Мотаясь по миру, Ю.С.Алексеев старается в одном случае выхлопотать хоть мизерный заказ под западные ракетно-космические программы, в другом – поучиться методам работы капиталистов. Он сравнивает мировые достижения в ракетостроении с нашими и делает вывод на основе собственного опыта, что лучше других не только наши ракеты, но и наши заводы, наши специалисты. Ю. С.Алексеев в телеинтервью заявляет на всю республику, что главная для него политика – спасение Южмаша для независимой Украины, иную политику он не приемлет.
Президент Польши Александер Квасневский заинтересовался высочайшей культурой производства шасси к самолетам. Ю.Алексеев готов передать опыт польским самолетостроителям…
Отметим, как профессиональное достоинство: днепровские ракетчики за десять лет вынужденного дрейфа не потеряли профессиональную форму. Мы говорим о взвешенности, с одной стороны, и дерзости – с другой, имея ввиду победу в тендере, которую завод и КБЮ одержали в единоборство с китами ракетно-космической индустрии мира. Ведь именно эта победа позволила нам войти в международный фантастический проект «Морской старт»
Да, суровое однообразие жизни Южмаша было скорректировано двумя международными проектами «Морской старт» и «Глобал стар». Участием в них коллектив Южмаша обязан титаническими усилиями тогдашнего Президента Украины Л.Д.Кучмы и гендиректора Южмаша Ю.С.Алексеева. Много сил, труда и воли стоило двум державным мужам, чтобы «додержать» Южмаша до поры, когда даст результат их интенсивная психологическая разведка в страны Нового Света.
Примечательно, что в критический для ракетно-космической индустрии период пришла к руководству Южмаша и КБЮ новая генерация в лице Ю.С.Алексеева и С.Н.Конюхова. Историческая судьба предоставила этим людям, образно говоря, шагнуть за горизонт возможного.
Лишенные привычных директивных пут, два генеральных начали бомбардировать Запад, добиваясь того, чтобы Украина была включена в международный конкурс на лучший проект по запуску спутников связи «Глобал стар». Добившись результата, пошли дальше, где открылась возможность попытать счастье участия в международном конкурсе на участие в проекте «Морской старт»
Из двух международных проектов «Морской старт» - самая высокая нота, которую можно взять в ракетостроении на данном отрезке развития техники. В самом проекте «Морской старт» заложен триумф мысли
Нетрудно представить, какие были предприняты усилия, чтобы выиграть этот конкурс. Оппоненты достойны: США, Россия, Китай, западно-европейский консорциум «Ариан спейс». Завод и КБЮ представили совместное предложение, базирующееся на использовании в международном проекте ракеты «Зенит-2». Это один из реальных результатов выверенной стратегии Ю.С.Алексеева по спасению Южмаша. Кроме открытия экономических горизонтов, здесь «замаячил» политический прорыв.
На очередном этапе КБЮ и Южмаш охотно взялись создать для Европейского ракетоносителя «Вега» маршевого двигателя четвертой ступени. «Вега» является частью семейства европейских носителей. Среди стран-участниц Италия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Испания, Швеция и Швейцария.
Носитель предназначен для вывода на солнечно-синхронную орбиту высотой 1200 км спутников массой до 1200 кг. Стартовая масса 130 тонн. Проект представляет значительный шаг для программы «Вега» и сотрудничества между Италией и Украиной в космической области. Очередной контракт с космической Европой добавляет Южмашу не только уверенности в собственных силах, но и известной финансовой стабилизации.
У Ю.С. Алексеева завидная и трудная миссия мотаться по свету, сводить интересы мировых ракетно-космических фирм. Но что поделать, если «Судьба свои дары явить желала в нем».
Потолкавшись по заграницам, присмотревшись и прислушавшись, пришли к неутешительному выводу: вернулось время Нерона. Помните : «Я обнимаю своего соперника, но лишь с тем, чтобы задушить его»
Чтобы ступить хотя бы на порог рынка, надо научиться держать удар. «Всякий наносящий удар во имя правого дела должен быть крепок не только как молот, но и как наковальня»
С каждым выверенным шагом рос авторитет Ю.С. Алексеева в международных кругах. Будучи в Италии на переговорах по подготовке проекта запуска итальянских космических спутников украинскими носителями, Юрий Сергеевич посетил обитель Иоанна Павла II, и тот его с радушием принял. Хотя известно, что папа римский не принимал никого рангом ниже президента страны.
Сдав в срок объект по уничтожению демонтированных ракет, Юрий Сергеевич приумножил репутацию крупного организатора производства в международных кругах. И эта репутация того стоит: Южмашевцы без проволочек соорудили на территории 6-го производства «ритуальный» объект для умерщвления SS-19, отстоявших свое на боевом дежурстве в Украине.
Не надо водить полки, не надо завоевывать народы, чтобы, занять свое место в мировой истории. Место подвига есть и вне театра военных действий. Хотя Ю.С. Алексеев создавал нечто для такого театра военных действий, что, если бы он, упаси Всевышний…
Впрочем, не станем зацикливаться на той части деятельности военно-промышленной машины, к которой Ю.С. Алексеев имеет отношение. Речь о сугубо спасительной акции. Ибо, если бы мы потеряли то, что сумели сохранить, то это могло сравниться с гибелью Атлантиды. Весь Союз на протяжении полустолетия формировал архитектонику Южмаша.
Легенда отечественного ракетостроения А.М Макаров в свое время говорил, что «Алексеев свою партию сыграл я бы сказал классически. Сохранил южмашевские мощности, влез в международный проект «Морской старт». До «Морского старта» об Украине мало знали в мире. Чтобы вывести эту уникальную программу на стартовый стол ( а это мировой океан), Алексееву приходилось вынести такие буреломы и психологические сотрясения, что пером не опишешь. Алексеев совершил подлинный подвиг. Его золотая Звезда Героя Украины заключает в себе грандиозность событий. И это только то, что лежит на поверхности».
Южмашу, чтобы его профессиональные и деловые достоинства признали в Европе, потребовалось протоптать космические тропинки на американском континенте, поработав там успешно годы в содружестве с аэрокосмическим гигантом в лице «Боинга», осуществляя пуски с морской акватории.
В интервью руководителю информационного центра «Спейс Информ» Н.А. Митрахову Юрий Сергеевич привел фрагмент диалога А.М.Макарова с ним: «Скажи, кто с тобой шагает в первой шеренге Южмаша ? Я ответил: «Коротков, Сичевой, Межуев.»…
Александр Максимович с улыбкой продолжил: «Вот видишь, а со мной рядом шли Афанасьев, Щербицкий, Патон…» Таким образом Макаров преподал мастер-класс руководства Южмашем.
Иначе говоря, Макарову в критический момент готовы были подставить плечо легендарный министр МОМа Афанасьев, первый секретарь ЦК КП Украины, член Политбюро Щербицкий, известный всему миру Патон…
Прошло немного времени и в первой шеренге рядом с Алексеевым шли знаковые персоны космического мира…Жаль, мало места в данном сказании для поименного их перечисления.
Государственная поддержка французского концерна «Ариан» при опытно-экспериментальной отработке производства осуществлялась на 80 процентов за счет государственных средств в то время, как наш проект «Зенит» имел лишь моральную поддержку державы.
А если учесть, что лучшую ракету-носитель «Зенит» комплектовали 750 предприятий, то станет очевидным как непросто давались Ю.С.Алексееву положительные результате в данном проекте. Благо, дверь кабинета Президента Украины была всегда открыта для гендиректора Южмаша.
Для космического пуска носителя приемлема любая точка мирового океана. Облюбовали для реализации проекта «Морской старт» - Лонг-Бич.
Проект «Морской старт» патронировали два Президента – США Б.Клинтон и Украины – Л.Кучма. « Материализация политических решений,- говорит Леонид Данилович,- легла на плечи предприятия – его инженеров, специалистов, рабочих. И, конечно, «прорабом», ответственным за создание материальной части проекта, был Генеральный директор Южмаша Ю.С.Алексеев». Изысканный лаконизм ни в коей мере не способен обрисовать картину, как данному «прорабу» далась эта материализация
Годы директорства вместили в себя очень многое помимо выстраданных двух международных проектов, строительство объекта по уничтожению демонтированных стратегических ракет, прием и обустройство большой группы американских инспекторов по контролю за деятельностью Павлоградского механического завода, производившего ракетные системы ж.д базирования с SS-24 на борту, сооружение и наладка, а также пуск завода драгметаллов и десятки других важнейших госпроектов.
В изнурительно тяжелый буднях кристаллизовался государственный муж Алексеев. Взошел высоко, но не возвысился.
Но и в изнурительной атмосфере ему удалось оказать на развитие отрасли могучее воздействие. Его испытали на себе тысячи, сотни тысяч специалистов различных предприятий НКАУ. Впрочем, кроме отрывочных газетно-журнальных публикаций о фрагментах алексеевской деятельности никто не дал оценки беспримерному подвигу этого человека. Разве что Президент Украины, удостоивший его золотой Звезды Героя Украины. Но даже эта высшая награда величия вклада человека в государственную сокровищницу ни в коей мере не способна оценить по заслугам, если речь идет о спасении головного предприятия, благодаря которому Украина обладает ракетно-космической отраслью и таким образом входит в мировое сообщество, как ракетно- космическая держава.
Чем отличительна манера управленца-промышленника Алексеева?. Думается – высотой полета. У него собственный управленческий рисунок. Южмаш стал для него полигонов, где он отработал мастерство, систему управления в переходный период.
У Ю.С.Алексеева обоняние предрасположено к ракетам. Он их чувствует, обоняет. Он ракетный биолог, он ракетный психолог…
Амплитуде его деяний могли бы позавидовать столпы национальной промышленности. Это о таких, как Алексеев, поэт сказал:
Одни родились, чтобы жить во хмелю,
А другие – чтобы хмелели ими.
Во хмелю от деяний Алексеева не только национальная техническая аристократия, но и мировая.
Так он шаг за шагом, с самыми устойчивыми соратниками материализовал ход времени.
В пору открытости перед миром Южмаш стал некой Меккой. Посетившие нас японцы говорили, что в результате второй мировой войны японские предприятия масштаба Южмаша погибали в течение года-двух.
А Южмаш устоял!
Примечательно Алексеевское отношение к заводскому зодчеству. Корпус заводоуправления был сооружен в пятидесятые годы прошлого столетия. Ритм, которым жили предшественники Алексеева, был, разумеется, другим, но Юрий Сергеевич не стал перестраивать марши под шаг своего времени. Монументальность остается, как при архангелах ракетостроения днепровского куста Л.В.Смирнове М.К.Янгеле, А.М.Макарове…
В идеальной симметрии расположены корпуса его цехов, дозированные многочисленными клумбами, парковыми зонами и скверами. Территория Южмаша инкрустирована цветочными газонами полыхающих тюльпанов
Где только возможно, он подставляет свое профессиональное плечо в решении назревших проблем. Казалось бы занят под «завязку», но при этом, он еще и возглавил филиал кафедры технологии производства физтеха на заводе, а кроме того, многие годы был председателем государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных работ студентами ФТФ
Гендиректор международной компании «Космотрас» В.А.Андреев о вкладе Алексеева в международный проект »Днепр» сказал так:
«Можно со всей ответственностью сказать, что Юрий Сергеевич Алексеев внес огромный вклад в дело благородной задачи мирного использования самых мощных в мире межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (SS-18). Этим самым сделана большая польза не только для Украины, России, но и Казахстана, США, Аглии, Франции, Германии, Японии и еще многим странам мира.»
К сути в данном вопросе Ю.С. Алексеев пробирался через завалы, нагромождения, а то и вовсе преграды. Благодаря умелому маневрированию между украинскими чиновниками и российскими, гендиректор Южмаша по существу втянул на завод ощутимый кусок работы, связанной с доработкой SS-18 до космического носителя «Днепр». А это 150 машин, которые добросовестно отстояли свое дежурство, и теперь, при известной модернизации, готовы выносить в космос полезные грузы. Работы – минимум на четверть века.
В Юрии Сергеевиче всегда поражала цепкая память. И даже не память, а умение в половодье вопросов государственного характера не упускать из виду проблемы чуть ли не бытового характера Как-то позвонил по «вертушке» и сказал: «Тут мне принесли альбом фотографий послевоенного времени, которые косвенно относятся к Южмашу. Зайди, посмотри, может какие-то из иллюстраций можно использовать в книге об Александре Максимовиче.»
Не альбом, а реликт: о монтаже офицерами-фронтовиками оборудования в цехах Южмаша, полученного по репарации
В то время готовилась книга, посвященная 100-летия со дня рождения патриарха отечественного ракетостроения А.М.Макарова и ряд бесценных фотографий вошло в это издание.
С августа 2005 года Ю.С.Алексеев возглавил НКАУ. Примечательно, что это элитное ведомство Ю.С.Алексеев возглавлял дважды. Полярные по мировоззрению политики Ющенко и Янукович, но тот и другой предпочли кандидатуру Ю.С. Алексеева на посту Гендиректора НКАУ. Менялись в Украине Президенты, но не менялось отношение к ракетно-космической сфере, которую разные персоны на Банковой связывали с именем Ю.С.Алексеева.
Южмашевцам Ю.С. Алексеев запомнился одержимым, неистовым, не знающий передышки директором-тружеником. А плеяда специалистов , которая спроектировала и создала в металле SS-18 и SS-24 способная на многое. Пройдет немало времени, пока за океаном будет сконструировано нечто подобное
Отметим важный аспект: Ю.С. Алексеев принял руководство НКАУ в 2005 году и уже через три неполных года объем реализации продукции предприятий космической отрасли достигнут выше, чем за предыдущие шесть лет!. Иначе говоря, своим явлением взбодрил потенциал элитной отрасли! Уже одно это стоит того, чтобы рукоплескать этому редкостному управленцу реликтовыми составляющими госэкономику. Ю.С. Алексеев сосредоточил все усилия на том, что делает страну великой державой, где интеллект стоит во главе угла, ибо ракетостроение – это возвышенный путь к идеалу. А избрание Ю.С. Алексеева академиком Международной академии астронавтики- это заслуженная отметина его праведных дел в мировом измерении .
Тринадцатилетний отрезок истории Южмаша под предводительством Ю. С. Алексеева – это яркое по драматизму эпическое полотно, в коем сопряжено огромное напряжение творческих сил трудового коллектива. Вклад стоика-Алексеева в национальную сокровищницу настолько существенен, что он вполне достоин Нобеля… Кажется, сама судьба застолбила место в ракетостроении для этой фигуры. Энергетика Алексеева двигала и одухотворяла процесс во спасение Южмаша. Но и без этой вершины мирового признания Юрий Сергеевич осчастливлен самой возможностью заявить всему свету об Украине, которая богата не только плодородием земель, но и техническим потенциалом. Он полон вдохновения, что свой звездный час начал в ракетостроении, на своеобразном полигоне, где на каждом шагу есть место трудовому подвигу. Да, да, без традиционной патетики тут не обойтись.
Сегодня Ю.С.Алексеев представляет так называемую фундаментальную номенклатуру. Возможно, такого определения и нет, но фактически такая номенклатура существует. Это то звено в государственном механизме, которое вроде мифических Атлантов многое держит на своих плечах.. Этот слой производственных командармов не дано охаивать никому, какие бы политические сквозняки не донимали страну.
Ньютон как-то сказал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» Эти слова вправе повторить Алексеев. Опыт известных предшественников он мастерски, с большим упорством исследователя и одержимостью романтика применяет на практике.
Анализируя Алексеева, оператор французского телевидения заметил, что бос Южмаша из редкого числа людей, которые всегда занимают крупный план в кадре жизни.
Ю.С.Алексеев - крупнейшая фигура в ракетно-космической отрасли Украины. Он узнаваемая персона в Европе, Азии, Америке среди специалистов ракетчиков. Она, эта фигура, формировалась сложно, как формируются сталактиты. Она, эта фигура, весьма поучительная, способная оказать плодотворное влияние на молодых коллег - последователей. Он своим титаническим трудолюбием оплодотворил множество проектов, в том числе и совместных с другими странами.
За свой директорский век из Ю. Алексеева спортивно-подтянутого стал Ю.С. Алексеев академически-монументальным, но без ощущения пьедестала.
Своя нота в партитуре жизни – это важно, более того, знаменательно. Ю.С.Алексеев взял свою ноту в самом начале пути и нигде не сфальшивил.
Теперь, когда Южмашу ничего не угрожает, мы можем с полной уверенностью сказать, что Ю.С.Алексеев пронес свой жребий с достоинством полководца. Удержал Южмаш от неминуемого краха.
Ракета на пусковом столе может напоминать античную статую. Такая же безупречная по геометрии форм. Сколько их на земле. Вернее, спрятанных глубоко в земле, готовых по первому нервному нажатию кнопки… Но с этим прошлым южмашевцы расстались навсегда. Они устремлены в будущее, которое связывают с мирным освоением космоса.
ВСЕВОЛОД КОПЕЙКО