Татьяна Свирежева: Архитекторы редко не понимают друг друга
Татьяна Александровна Свирежева представляет целую эпоху в архитектуре Днепропетровска. Ей довелось работать с такими легендарными личностями, как Альфред Хрущёв, Павел Ниринберг, Владимир Веснин… В настоящее время Татьяна Александровна трудится на должности заместителя директора по проектированию, главного архитектора проектов мастерской Dolnik&Co.
Расскажите, пожалуйста, о работе над проектом летнего театра в парке им. Шевченко.
Это был первый объект в моей проектной деятельности.
После окончания ДИСИ я пришла в институт «Днепрогражданпроект» и попала в группу Альфреда Николаевича Хрущёва. А Павел Рафаилович Ниринберг осуществлял руководство всей нашей мастерской в целом. У него также была и своя проектная группа, где он являлся ГАПом. И, когда через год моей работы возникла необходимость в сжатые сроки запроектировать кинолекторий МЧМ в парке им. Шевченко, Ниринберг для этой работы «забрал» меня у Хрущёва. Мы с Павлом Рафаиловичем были знакомы ещё с моих студенческих времён, поскольку он консультировал студентов и присутствовал на защите наших дипломных проектов.
Мы приступили к проектированию весной 1976 г. и за полгода выполнили проект, уложившись в поставленные нам сроки. Сразу же после этого началось строительство и к лету 1977-го, к круглой дате Дня металлурга объект был построен. В то время руководство города и предприятий шло нам навстречу и оказывало помощь строительству. Это было, пожалуй, первое сооружение в городе, которое строилось такими невероятными темпами.
Летний крытый кинолекторий МЧМ Укрины в парке Шевченко. П.Р.Ниринберг, Т.А.Свирежева, 1977 г. постройки.
Прямо в прорабской мы дорабатывали наши чертежи. Работа выполнялась, как говорится, с колёс… Любопытный случай произошёл с панно, расположенным прямо над входом в театр. Никто не задумывался, что туда можно вписать, да и не было на это времени. Панно оставалось просто заштукатуренным, под ним стояли леса. И накануне открытия Павел Рафаилович сказал: «Сейчас мы будем творить картину». Взял в руки краскопульт и размашистыми движениями стал выводить какую-то абстрактную живопись. Мы удивились, как он так быстро рисует и что это? «А это генплан Днепропетровска, – отвечал Павел Рафаилович. – Всё очень просто: вот Днепр…». Ниринберг нарисовал контуры, а потом и мы, как подмастерья, задували из краскопульта оставшиеся участки. У нас получилась очень своеобразная абстрактная картинка. Она просуществовала достаточно долго – вплоть до недавнего времени, пока два года назад театр не обновили. Привели в порядок и покрасили корпус и верхнюю структуру, а наше панно задули…
Ниринберг пользовался заслуженным авторитетом у всех. Его архитектура очень убедительна. Когда Павел Рафаилович брался за новую работу, он старался вписать новое здание в окружение, причём делал это в лучших классических традициях. Говоря словами Ниринберга: «Каждое новое здание не должно мешать окружению». Это касается и летнего театра, который, на мой взгляд, удачно вписался в окружающую среду парка им. Шевченко.
А какие объекты были выполнены Вами вместе с А.Н.Хрущёвым?
Вместе с Альфредом Николаевичем я разрабатывала индивидуальные проекты: Школы-интерната для полиомиелитных детей в г. Верхнеднепровске, Комплекс жилых 16-эт. домов по ул. Ленинградской, Застройка квартала пр. Кирова - ул. Чкалова - ул. Херсонская - ул. Свердлова. Также под его руководством выполнены привязки множества типовых проектов – жилых домов, детских садов, школ…
Школа-интернат для полиомиелитных детей в г. Верхнеднепровске (Днепропетровская обл.). ГАП – А.Н.Хрущёв, ст. архитектор – Т.А.Свирежева
Какими людьми были Хрущёв и Ниринберг?
Это были люди активной жизненной позиции. Очень толковые и грамотные архитекторы. С ними было очень легко работать – они устанавливали нормальные отношения с коллегами. Архитекторы редко не понимают друг друга. Будучи их подчинённой, я сразу улавливала смысл поставленной передо мной задачи и старалась взаимодействовать. Мы всегда находили общий язык.
В Хрущёве мне нравилось то, что он доверял молодёжи. У меня всё получалось, и через год работы я уже была старшим архитектором.
В то время архитекторы любили устраивать праздники и капустники, которых было много, и отмечали их с удовольствием. Хрущёв любил петь под гитару, и у меня в памяти осталось много песен на архитектурную тематику, сочинённых в «Днепрогражданпроекте». Каким весельчаком был Ниринберг! Он любил рассказывать интересные случаи из жизни, декламировать стихи. Павел Рафаилович всегда выступал инициатором различных поздравлений. В то время мужчины поздравляли женщин с 8 марта, а мы их – с 23 февраля. Ниринберг каждый раз придумывал сценарии и выступал ведущим праздников. Это было очень забавно и интересно.
Как складывалась дальше Ваша творческая деятельность?
Вместе с Альфредом Николаевичем мы начали работать над проектом Театра юного зрителя на углу ул. Московской и Театрального бульвара. Планировалось грандиозное и впечатляющее здание. Мы работали над эскизным проектом и занимались поиском нужного образа. После внезапной смерти Хрущёва в 1979 г. мы, члены его бригады, остались без руководителя. Тогда было принято решение перевести из другой мастерской бригаду Владимира Ивановича Веснина, где он только был назначен на должность ГАПа Автовокзала, и параллельно доверить ему работу над ТЮЗом. Так я продолжила работать уже под руководством Веснина. Естественно, Владимир Иванович совсем иначе видел этот объект. Поэтому проект коренным образом изменился.
ТЮЗ в г. Днепропетровске. В.И.Веснин, А.В.Хнычёв, Т.А.Свирежева, С.Г.Сапрунова. Проект 1980 г.
Здание ТЮЗа собирались строить на пустыре, выходившем на ул. Московскую, рядом со школой юных моряков и практически рядом с театром им. Шевченко. Впрочем, наш ТЮЗ так и остался эскизным проектом – до рабочей стадии не дошло. Позже это место застроили торговыми павильонами, появился высотный жилой дом… А для Театрального бульвара существует проектное предложение Сергея Лаврентьева – реконструкция и превращение его в пешеходный бульвар, простирающийся до самого оперного театра.
Следующей моей совместной работой с Весниным стал проект речного вокзала…
Почему его поручили именно коллективу под руководством Веснина?
В 1983 г., в соответствии с поставленной городским руководством задачей, внутри института «Днепрогражданпроект», тогда монополиста на проектирование жилых и общественных зданий города, прошёл конкурс. В конкурсе приняли участие все желающие специалисты института. Среди них – Павел Ниринберг, Олег Чмона, Евгений Амосов, Вячеслав Товстик, Игорь Пидорван и другие ГАПы, ведущие архитекторы «Днепрогражданпроекта». Победил наш коллектив под руководством В.И.Веснина, поскольку его идея оказалась самой убедительной и яркой. Он предложил поставить речной вокзал поперёк Днепра и устроить причалы под ним. Мы и продолжили работу над проектированием речного вокзала.
Веснин всегда отличался нестандартным мышлением. Он видит под другим углом зрения и архитектуру, и окружающую нас действительность. Он – импрессионист в архитектуре.
Архитектура Веснина – более остра, нежели у Ниринберга или Хрущёва. И всегда непредсказуема. Однако мне нормально работалось с ним: я не конфликтный человек, и мне он доверял многое. Я проработала с Весниным двадцать лет…
Днепропетровский облсуд. В.И.Веснин, Т.А.Свирежева, М.В.Григоровская. Начало строительства – 1989 г.
Какие ещё проекты были сделаны Вами вместе с Весниным?
Из индивидуальных – здание Областного суда на углу ул. Харьковской и Глинки. Эта работа прибавила нам опыта, поскольку приходилось учитывать нормы по проектированию судебных заведений, а также мнения судей, которым предстояло там работать. Изюминка этого здания – пандус в многосветном пространстве, связывающий разные уровни этажей. Было также множество привязок типовых проектов школ и детских садов по микрорайонам. И много интересных, но так и не реализованных проектов…
Жилая застройка по Театральному бульвару. В.И.Веснин, А.В.Хнычёв, Т.А.Свирежева, С.Г.Сапрунова. Проект 1989 г.
Среди них – конкурсный проект на застройку площади ж-м Солнечный (там теперь находится ТЦ «Вавилон»). Проект общественного молодёжного центра предусматривал кинотеатр, концертный зал, помещения клубов и ресторанов. А также высотную часть – 20-этажную гостиницу. Словом, то, что в наше время называется многофункциональным комплексом.
Общественный молодёжный центр на жилмассиве Солнечный. Конкурсный проект
В девяностые годы был ещё один грандиозный конкурсный проект в который Веснин вложил душу – Общественный центр на ул. Космической, включающий гостиницы, торгово-развлекательную зону, паркинги и транспортную развязку.
Общественный центр на Космической. Конкурсный проект
Мы с удовольствием работали над конкурсными проектами – городскими, республиканскими, общесоюзными и международными: для архитекторов это всегда возможность проявить свою творческую фантазию…
Жилая застройка по ул. Херсонской. Проект коллектива под руководством А.Н.Хрущёва
Ещё один проект Индивидуальных жилых домов по ул. Херсонской (ныне бульвар Кучеревского) мы разрабатывали в 80-90-е годы. Удивительно, что этот проект мы начинали ещё с Хрущёвым – из типовых секций. С Весниным мы выполнили рабочий проект застройки обеих сторон бульвара. Проект предусматривал галерейные квартиры и квартиры в двух уровнях. До распада СССР частично были построены четыре секции. Затем здание заморозили и достроили в девяностые годы, с корректировками Лилии Гаценко – уже без моего участия.
Комплекс жилых домов по ул. Херсонской в г. Днепропетровске. Проект. В.И.Веснин, Т.А.Свирежева, С.Г.Сапрунова. Начало строительства – 1990 г.
ЖК на Херсонской (пр. Пушкина, 13-15). Реализация
Жилой комплекс по ул. Симферопольской постигла та же участь. Из всей той масштабной разработки реализовано впоследствии оставшимися силами (Л.Е.Гаценко) было лишь два разновысотных корпуса.
ЖК на Симферопольской, 11
Каким образом Ваша судьба оказалась связана с мастерской Dolnik&Co?
А.Т.Дольник давно предлагал мне перейти к нему. Мы знали друг друга ещё по «Днепрогражданпроекту». И я решилась: что-то стало тесно с Весниным. Как раз в это время у Дольника появился новый заказ – реконструкция ЦУМа. Работа пошла, и в качестве ГАПа я выполнила проект реконструкции Центрального универмага. Наш проект предусматривал серьёзную реконструкцию – с эскалаторами в центре здания, лифтами, рядом новых лестниц и обновлением вентиляции. Началось строительство Ротонды – причём сразу же не так, как это предусматривал проект. Верхушку Ротонды вообще упростили. Запланированное там кафе с китайской кухней так и осталось на бумаге. Планируемое спайдерное остекление заменили обычным… Сейчас на результат этой «реконструкции» смотреть грустно и смешно – в таком виде Ротонда напоминает консервную банку…
Реконструкция ЦУМа – пр. К.Маркса, 52. Проект 2000 г. Т.Свирежева, О.Подушкина, Dolnik&Co
А до реконструкции самого универмага руки не дошли. В итоге ЦУМ остался практически в том состоянии, какое он имел на момент проектирования. Нам удалось лишь встроить кафе McDonalds. Позже руководство ЦУМа достроило заднюю стену здания, но уже не по нашему проекту, частично расширив торговые площади, но внутри здания ничего не изменилось.
Похожая история позже произошла и с ТЦ «Материк». Правда, на «Материке» мы до последнего осуществляли авторский надзор, и всё шло нормально. Однако, уже на завершающей стадии, когда формировался интерьер основного зала, заказчик без нашего ведома выполнил его по-своему. Мы отказались от авторства – так же, как и в случае с ЦУМом.
ТРЦ Материк – М.Кюри, 5. Проект 2004-05 гг., реализация – 2006 г. Т.Свирежева, О.Подушкина, Dolnik&Co
Есть ли у Вас нереализованные объекты за время работы в мастерской Dolnik&Co?
Все проектируемые с моим участием объекты сразу же получали свою реализацию. Исключение составил лишь Жилой комплекс Западная Стена (это в составе ЖК Крутогорный), рабочий проект которого был выполнен, но впоследствии Заказчик поменял свое решение на других проектировщиков, и такая же история произошла с рабочим проектом Музея Холокоста на ул. Шолом-Алейхема.
ЖК "Западная стена". Проект.
ТЦ "Цитадель-3" – Чкалова, 12а. Т.Свирежева, О.Подушкина.
Мультикомплекс "Каскад-плаза". Проект 2007-09 г. Т.Свирежева, О.Подушкина.
Следующим моим объектом после реконструкции ЦУМа была Цитадель-3 (ТЦ «Спорт-Мастер») по ул. Чкалова. Это своего рода архитектурный гротеск: подигрывание крупному офисному зданию с колоннами – а вот рядом этот маленький торговый центр, также с колоннами. Дело в том, что это был один из первых объектов впоследствии крупного заказчика, который на тот момент собирался строить здание не больше двух этажей. Средства не позволяли.
ТДЦ "Босфор" – бул. Екатеринославский, 2. Проект 2003 г., реализация – 2004 г. Т.Свирежева, О.Подушкина, Dolnik&Co
Затем моими объектами стали ТДЦ «Босфор» (так в процессе работы его назвали заказчики) на Екатеринославском бульваре, «Материк» на пр. Гагарина, ТЦ «Приозёрный» на ул. Шмидта - Боброва, МФК «Каскад-плаза» на Екатеринославском бульваре, ТВК «Славянский Базар» на ул. Курчатова…
Последний пример – новый ТЦ на месте сгоревшего Славянского рынка. Наша задача заключалась в том, чтобы быстро запроектировать торговый центр эконом-класса высотой в два этажа, в границах сгоревшего рынка. Вид сверху демонстрирует шедовые фонари на кровле, которые освещают внутреннее атриумное пространство.
Изначально – ещё в эскизном проекте – мы запроектировали ТЦ с паркингом в цокольном этаже. Однако в ходе демонтажа сгоревшего строения рынка выяснилось, что по всему участку расположена шлаковая подушка полутораметровой толщины, которая слежалась до состояния мощной монолитной глыбы. Демонтаж её не позволил бы заказчику уложиться в заявленные им сроки строительства (ТЦ должен быть готов к декабрю этого года). В ходе долгих споров мы получили их категорический отказ. В итоге машиноместа будут располагаться только по сторонам здания и втрое меньшим количеством, чем в изначально задуманном паркинге.
Соответствуют ли истине слухи о том, что проектируются вторая очередь «Приозёрного» и новая реконструкция ЦУМа?
Если будут заказы – мы с удовольствием приступим к работе.
Действительно, три года назад заказчик «Приозёрного» предлагал нам запроектировать вторую очередь этого ТЦ. Но мы отказались, поскольку на эту работу не хватало времени и людей. Сейчас заказчику уже не до второй очереди: ему бы закончить первую, которая и так строится очень долго – с 2003 года…
ТЦ "Приозёрный" – Шмидта, 2. Проект 2005-07 гг., окончание строительства – 2010. Т.Свирежева, О.Подушкина.
Ещё один Ваш объект, который близок к завершению, – это ТЦ «Пассаж» напротив ЦУМа.
Это уже объект под руководством молодого ГАПа Ольги Подушкиной. Я же в этой работе как руководитель мастерской больше исполняю административные функции, хотя также являюсь автором. Все вопросы, связанные с авторством, мы обсуждали втроём – Дольник, Ольга и я. На мой взгляд, это будет достойный объект.
Торговый комплекс "Пассаж" – пр. К.Маркса, 50. Проект 2008 г.. Т.Свирежева, О.Подушкина.
Каковы Ваши впечатления от совместной работы с Александром Дольником?
А.Т.Дольник принимает самое непосредственное участие в проекте от его первоначального образа и осуществляет общее руководство как главный маэстро над всеми ГАПами. Он – дирижёр оркестра, а мы – музыканты. И стараемся не фальшивить, выдерживая дух и стиль компании Dolnik&Co. В отличие от Веснина, Дольника отличает системность: его архитектура должна быть строгой, простой и соподчинённой.
Деловой комплекс "Энигма" – Шевченко, 53. Проект 2008 г., реализация – 2009-10. Т.Свирежева, О.Подушкина
Что Вы пожелаете молодым архитекторам, которые прочитают Ваше интервью на сайте?
Желаю им не бояться проявлять себя в творчестве и уметь доводить до конца начатое дело. Смелости, вдохновения, успехов в творчестве – и новых заказов, которые всегда нужны. Будем верить, что наша жизнь наладится.
Влад ДУЛЬСКИЙ