Вадим Козлов: «Я благодарен Богу и судьбе». Часть 1
От редакции. Это интервью Вадим Васильевич дал в 2010 г. для не существующего ныне сайта Архпортал – органа Днепропетровского архитектурного сообщества. Несмотря на то, что прошло 7 лет и наш родной город претерпел переименование целого ряда улиц и даже сам сменил имя, интервью мэтра актуально и теперь. Поэтому мы решили не менять ни слова и дать его в том же виде, как оно было опубликовано тогда…
Вадим Васильевич Козлов – руководитель архитектурной мастерской «Студия архитектурного дизайна», и интересный рассказчик. Наша неспешная беседа о реализованных и нереализованных проектах протекала в уютном офисе, располагающем как к работе, так и к общению. Кажется, само время движется здесь иначе, чем на окружающих нас шумных улицах города…
Как начался Ваш путь архитектора?
В пятом классе мы писали сочинение на тему «Кем ты хочешь стать». В это время мой старший брат Александр поступил в ДИСИ на архитектурный факультет…
В 1979 г., окончив ДИСИ, я пришёл в институт «Днепрогражданпроект» благодаря Игорю Григорьевичу Пидорвану. Вместе с моими друзьями я проходил у него практику, и Игорь Григорьевич принял нас в свой коллектив. Первое время мы вчетвером трудились в его мастерской, затем жизнь развела нас в разные стороны. Кто-то ушёл в армию, кто-то сменил место работы…
Проектные предложения – здание музея истории Днепропетровской областной партийной организации. 1981 г. В.В.Козлов – автор вариантов проекта
Конкурсный проект станции метрополитена «Парк Чкалова». 1982 г. В.В.Козлов – автор проекта
Были ли у Вас совместные проекты с Вашим руководителем Игорем Пидорваном?
Скорее, я у него учился. Свою работу я начал на проекте Дома политпросвещения на Комсомольской. Выполнял по нему рабочие чертежи и интерьеры. Для Дома политпросвещения мы создали уникальные интерьеры. Но приехал какой-то инструктор из ЦК, посмотрел на ещё не законченную работу и сказал: «А это что такое? Это всё излишества. Обрезать и сделать попроще». И уже готовые потолки со скрытым светом – это в те времена! – из арматуры и металлической сетки (тогда ещё не было гипсокартона), оставалось только поштукатурить, а часть уже была и поштукатурена – просто порезали на металлолом…
Дом политпросвещения на Комсомольской, 58. Современный вид и проекты интерьеров. Л.С.Супонин, И.Г.Пидорван, О.Замкова, В.В.Козлов, С.Е.Лагунов, В.С.Славинский, А.В.Миркин
Позже мы работали над перепроектированием жилого дома по ул. Ширшова. В уже готовом проекте мы поменяли фасады. Следующая наша работа – 14-этажный жилой дом на ул. Поля, 2, в районе агентства «Аэрофлот». Мы проектировали его для МВД, и заказчики, генералы милиции, попросили нас сделать площади квартир больше, чем позволяли существовавшие тогда нормативы. И мы не остались глухи к их просьбе, а в документах, естественно, поставили другие цифры. Это всё-таки раскрылось, и Сергею Лагунову пришлось после нас переделывать. Сидел над чертежами и ругался – он только что из армии пришёл, а я как раз сдал объект на экспертизу и ушёл. Не знаю, как Игорь Григорьевич выкрутился из этой ситуации – он руководил мастерской №4, и тогда ему, наверное, было весело…
Жилой дом на Ширшова, 16. И.Г.Пидорван, В.В.Козлов, Н.А.Волкова
Жилой дом на Поля, 2
Для правительственного накопителя в аэропорту мы создали интерьеры, решётки, отделку, отопление в полу. Возле Дома политпросвещения, на площади между ним и УКСом облисполкома мы проектировали огромный фонтан, а под ним – пространство с выставочными залами. Работать было интересно, хоть мастерская и занималась в основном привязками – шестой микрорайон на пр. Кирова и т.п. – и зарабатывала на них деньги, которыми финансировали нас, молодёжь, занимавшуюся индивидуальными проектами. Остался нереализованным наш с Лагуновым любопытный проект на пр. Кирова, на месте которого позже построили райисполком (ныне – налоговая администрация). А на месте дольниковского Нового центра мы проектировали также очень интересный объект – автошколу. Возможно, их потому и не построили, что они вызывали у людей такую реакцию: а возможно ли это?
Автошкола на углу ул. Глинки и Коцюбинского. Макет
Как складывалась Ваша дальнейшая судьба?
Первые три года моей творческой деятельности прошли в «Днепрогражданпроекте». В 1982 г. я вступил в Союз архитекторов Украины. Затем мой товарищ, Владимир Зайцев, привлёк меня к работе в Рекламном комбинате. Будучи его сотрудниками, мы оформляли выставки, музеи, интерьеры, занимались популярной в то время наглядной агитацией. Эта работа воспитывала в нас «волчат»: мы должны были найти заказ, составить договор, выполнить работу, заставить заказчика перечислить деньги, и лишь после этого мы получали на руки свой заработок. Такой курс капитализма мы проходили в то время, когда все ещё жили в Советском Союзе. И я благодарен за это своей судьбе.
Проект мемориального комплекса на месте форсирования Днепра в с. Аулы Днепропетровской обл. 1985 г. А.В.Голкин, В.П.Зайцев, В.В.Козлов
Географию Днепропетровска я изучал постепенно. Когда я работал в комбинате, машины у меня ещё не было, но имелся велосипед. На нём я ездил не только на работу, но и по работе – по всему городу, начиная с Петровки и лакокрасочного завода, и заканчивая Кировским, Таромским и вообще куда угодно. Маршруток тогда ещё не существовало, автобусы были забитые. А на велосипед сел – и поехал.
Проект мемориального комплекса в с. Знаменовка. 1985 г. А.В.Голкин, В.П.Зайцев, В.В.Козлов, И.С.Швец
Принятый к реализации вариант проекта мемориального комплекса на месте форсирования Днепра в с. Аулы Днепропетровской обл. 1985 г. А.В.Голкин, В.П.Зайцев, В.В.Козлов
Мемориальный комплекс на месте форсирования Днепра в с. Аулы Днепропетровской обл. 1985 г. А.В.Голкин, В.П.Зайцев, В.В.Козлов
Проработав в комбинате 8 лет, я вернулся в архитектуру вместе с Леонидом Супониным – очень талантливым днепропетровским архитектором, который в своё время работал главным архитектором «Днепрогражданпроекта» и ДПИ. Я предложил ему создать собственную мастерскую. Тогда появилась возможность это сделать, и сразу же открылись различные творческие архитектурные мастерские. Супонин выслушал меня и дал согласие, и мы включились в работу при фирме «Архпроект» – подразделении Союза архитекторов. В то время – 1988-89 гг. – она функционировала довольно активно. Туда ушло много людей, поскольку те государственные «геркулесы», где мы ранее трудились, уже не могли предложить нам ни денег, ни работы. Бюджетные поступления в то время останавливались, и финансирование заказов поступало в основном от частных предпринимателей. Начиная с 1989 г., наша архитектурная деятельность принимает серьёзный характер. Позже к нам присоединился Игорь Задоя. Втроём мы проработали до 1993 г., когда Леонид Сергеевич ушёл на пенсию, а мы с Игорем открыли свои мастерские. Я выкупил нашу совместную фирму и продолжал творить самостоятельно.
Это было очень интересное время, потому что тот груз ответственности, который лёг на плечи, не сравним ни с чем из моего предыдущего опыта. До тех пор кто-то осуществлял руководство, а я делал своё дело и был спокоен. Теперь пришлось заниматься всем сразу: встречаться с заказчиками, убеждать их в правильности моих решений, вести переговоры о расценках. Если раньше цены диктовали государственные органы, то в то время уже стоял вопрос формирования цены с глазу на глаз – цены стали договорными. Плюс ответственность перед налоговыми и другими органами, а также бандитами, которые пытались взять всех под свою «крышу» и зарабатывать на чужом горе…
Что было запроектировано вместе с Супониным? Самый известный Ваш с ним проект – здание-мост в начале проспекта К.Маркса…
Но его не построили. Более того, от этой идеи уже отказались. В 2008 г. прошёл конкурс, на котором победил проект Николая Гуркова. На мой взгляд, это более тривиальное решение. Мы начинали с аналогичного решения и проходили разные этапы. Многие проекты на этом конкурсе напоминали наши предыдущие варианты, от которых мы отказались в процессе работы, после того, как к нам пришла идея дома-моста. Для нашего города она была бы достаточно агрессивна, достаточно необычна и достаточно знаменательна.
Здание-мост. Макет
Здание-мост. Авторская работа Сергея Чикурова и Александра Киценко
Построенные объекты нашей мастерской – это мелкие здания. Крупных объектов тогда, в начале 90-х, просто не заказывали. Мы выполнили в то время множество проектов, которые не нашли своей реализации. У нас возник большой объём работ по Павлограду – мы формировали там центральную площадь, проектировали гостиницу и жилой комплекс (этой работой больше занимался Игорь, а я работал над гостиницей). Но один наш жилой дом по индивидуальному проекту в Павлограде построили – одну секцию из восьми. Мог бы получиться интересный жилой дом галерейного типа. Кажется, недавно её приняли в эксплуатацию… Строило его шахтоуправление, которое столкнулось с серьёзными проблемами – денег не хватало на зарплату шахтёрам.
Офисное здание на Рогалёва, 1. В.Козлов, Т.Петренко, Е.Вандюк, В.Примаченко, С.Максименко, Е.Гурская
Как складывалась судьба Вашей собственной творческой мастерской?
Постепенно набирался и формировался коллектив нашей студии. В настоящее нелёгкое время мне удалось сохранить 30% коллектива, который сложился до кризиса – это и есть наш основной костяк, который трудится уже больше 15 лет. Слава Богу, мы работаем в собственных помещениях. Благодаря этому обстоятельству нам удаётся выжить в нынешних условиях, когда инвестирование строительства в Днепропетровске замерло. Строятся в основном те объекты, которые были начаты до кризиса. Источник их финансирования известен – инвесторы строят их для себя, а также чтобы выполнить свои обязательства перед заказчиками, которые уже вложили средства.
Начав работать самостоятельно, я занялся строительством нашего офисного здания на Шевченко, которое продолжалось в 1996-98 гг. Наша деятельность получила новый виток развития: приходя в уютный, хорошо оборудованный офис, заказчик сразу понимал, что доверяет свои средства не одиночке-архитектору, который снимает комнату в цокольном этаже, но серьёзному коллективу.
ЖК с паркингом на Рогалёва. Проект. В.Козлов, А.Козлов, С.Прокофьев, О.Брага
Архитектурная мастерская на Рогалёва, 12б. В.Козлов, Т.Петренко, В.Примаченко, О.Стешенко, Е.Гурская, О.Покотило
Когда я выкупил доли своих партнёров в нашей первой архитектурной фирме, ей принадлежал и участок на ул. Рогалёва. Поэтому параллельно с 2000 г. я вёл строительство здания архитектурной мастерской на Рогалёва, 12б. В 2007 г. я ввёл его в эксплуатацию и постепенно доделывал интерьеры. Мы переехали на Новый 2008 г. и с тех пор размещаемся в этом здании. Оно более просторное и удобное. Если в офисе на Шевченко, 20 было 1500 кв.м., то здесь – 3500 кв.м. К сожалению, не всё запланированное нами мы успели осуществить до кризиса – к примеру, в моём кабинете должны быть ещё стеклянный потолок и индивидуальная мебель, которые пока что остались в эскизах. Сейчас не время вкладывать в них средства, необходимые, чтобы выжить. Но всё ещё впереди, всё наладится.
Офисное здание на Шевченко, 20. В.Козлов, Т.Петренко, В.Примаченко, О.Стешенко, Е.Гурская, О.Покотило
Окончание следует…
Влад ДУЛЬСКИЙ
Автор и редакция благодарят Вадима Васильевича Козлова за предоставленный им уникальный иллюстративный материал.