Вадим Козлов: «Я благодарен Богу и судьбе». Часть 2

(Интервью 2010 г., продолжение)

Расскажите, пожалуйста, о Ваших реализованных и нереализованных проектах.

Один из знаковых объектов моей мастерской: в 1995-96 гг. для Александра Дементиенко и группы «Интерпайп» мы проектировали и строили представительство в пос. Алмазный Луганской области. Мы создали целый комплекс – офисный центр с зимним садом. В те времена мы набивали шишки, потому что проектировали такое  впервые. Опыта никто ещё не имел, в строительстве применяли поликарбонаты, которые в то время считались суперматериалом. О нём тогда многого не знали – например, что он течёт… Отсутствовал качественный алюминиевый профиль, не существовало системы в проектировании зимних садов – мы искали её на ощупь. Видели аналогичные сооружения в журналах и зарубежных поездках, но как это правильно сделать, ещё не знали ни строители, ни мы. Всё узнавалось путём проб и ошибок. Ещё не были отработаны современные строительные технологии, не использовались пластиковые трубы и многое другое. В нашем арсенале присутствовали кирпич, гранит, стекло, металл, дерево. Правда, тогда мы уже пытались выходить на рынок и для этого здания приобретали металлочерепицу с шумогасящим покрытием.

Два из моих объектов уже снесли. Один из них находился на пр. Гагарина между Лагерным рынком и ул. Феодосийской – сейчас на его месте построен торговый центр. Другой мы начали строить на набережной, но, к сожалению, заказчик обанкротился и продал его господину Кагановскому. На его месте построен офисный центр «Терраса» по проекту студии Александра Дольника. Наш объект также являлся офисным центром. Я прятал его в рельеф, чтобы оставались видны только стёкла. В этом месте камень выходит на поверхность, и я включал его в интерьеры. Мы очень много времени и сил отдали этому проекту, три раза его корректировали из-за того, что при строительных работах обнажался камень, которого там не должно быть. И мы не уничтожали природную основу – но пытались включить её в проект. Это были бы очень интересные интерьеры, если бы объект достроили.

Изображение с сайта konstr.narod.ru

Объектов много, все сразу не вспомнишь… Мы сделали очень много частных домов. На каждом из них чему-то учились. Когда мы делали крышу из металла, никто не считал это мостиком холода. Газа хватало, он был дешёвым, а то, что капало с крыши – это никого не интересовало. Больше топишь – меньше капает. Тогда на всё это смотрели проще.

Интерьеры музея истории завода им. Петровского. В.Козлов, В.Зайцев, А.Голкин, Д.Матвеев, Г.Монастырская, И.Иванцова

Очень интересный объект – музей завода им. Петровского. Первый раз мы с В.Зайцевым, А.Голкиным и В.Романенко делали для него экспозицию, ещё работая в Рекламном комбинате, в 1987 г. Позже, в 1997 г. мы переделали её, потому что полностью изменился идеологический взгляд на историю нашей страны. Пожалуй, это был первый музей в Украине, созданный в соответствии с новым видением украинской действительности начиная с 1917 г. В экспозиции музея появились стенды, посвящённые периоду украинской независимости и тому, как народ за неё боролся. Весь этот период показан не глазами компартии – а объективно. Работать в музее было интересно. Но это оказалась незапланированная акция, поскольку в первый раз, ещё в 1987 г., завод допустил ошибку: цемент привезли в вагонах, которые грузили известью. В результате штукатурка вызывала такое впечатление, будто стены музея расстреляли из пулемёта. Кирпичная кладка попадала вместе с экспонатами, так как известь в составе цементного раствора «стреляла». Это и послужило поводом для смены экспозиции к 110-й годовщине основания завода, потому что восстанавливать старую не имело смысла.

Ресторанный комплекс на о. Хортица. В.Козлов, В.Демидов, Д.Матвеев

Ещё один наш объект – ресторанный комплекс «Национальный клуб «Запорожская сич»» на Хортице в Запорожье. Мы с В.Демидовым создали для него банкетный зал, баньку, теннисные корты с зоной для переодевания и отдыха, и многое другое. Там тоже осталось много нереализованного – например, реконструкция комсомольской школы на Хортице, которую мы переделывали под гостиницу. К сожалению, у заказчика возникли проблемы, и её не успели завершить.

«Дача доктора Штейнгольца». В.Козлов, Н.Авдеева, А.Беценко, В.Романенко, Е.Гурская

ЖК на Жуковского, 3. Проект. В.Козлов, Л.Киптилая, А.Беценко, О.Стешенко, С.Прокофьев, О.Прокофьева

ЖК на Жуковского, 3. Первая очередь

Последнее время было очень благодатным и принесло множество интересных заказов. Многое мы сделали совместно с «Логосом» и «Маркет Групп». Мне очень нравятся жилой комплекс на Жуковского, 3 и комплекс «Дача доктора Штейнгольца» в Алуште на улице Парковой. Один из последних объектов – комплекс «Киевстар» на пр. Гагарина.

Офисный комплекс «Киевстар». В.Козлов, Т.Петренко, В.Примаченко, О.Стешенко, Н.Авдеева, О.Покотило, К.Азеев

Мы задумали и создаём много жилых комплексов – например, чуть ниже парка им. Б.Хмельницкого; продолжаем работу над очень интересным в архитектурном отношении крупным ЖК по ул. К.Цеткин, 3-7. Там уже строится первая очередь, а мы заканчиваем вторую. Очень интересен проект высотного торгово-гостиничного комплекса на Шинной. Мы запроектировали МФК с высотным зданием на месте бывшей обувной фабрики «Орель» – на мой взгляд, также очень любопытный. Ещё один наш проект – реконструкция площади перед Оперным театром с офисно-гостиничным комплексом. Ожидается совместная работа с Риккардо Боффилом над территорией комплекса «Бартоломео», который мы заканчивали (первоначально над ним работали Игорь Пидорван и Александр Дольник, но у заказчика с ними не сложилось, и он обратился к нам).

ЖК в районе парка им. Б.Хмельницкого. Проект

Ресторанный комплекс «Бартоломео». В.Козлов, Д.Матвеев, Е.Гурская, В.Примаченко, Э.Борзенко

Мы запроектировали много автосалонов: несколько по ул. Аэропортовской, Porsche на Запорожском шоссе и два Lexus – на Запорожском шоссе и набережной Победы, Seat и Skoda (ныне там уже салон Subaru), Maserati-Subaru (он ещё не достроен), Toyota на проспекте Правды, и т.д. Пальцев на руках не хватит, чтобы их пересчитать.

Автосалон Seat. В.Козлов, И.Чеботарёва, И.Иванцова, С.Столович, Н.Марковская, О.Стешенко, И.Старцева, К.Азеев, С.Прокофьев

Автосалон на Аэропортовской. Проект. В.Козлов, И.Чеботарёва, И.Иванцова, С.Столович, Н.Марковская, О.Стешенко, И.Старцева, К.Азеев, С.Прокофьев

Автосалон Lexus на Запорожском ш. В.Козлов, Т.Петренко, С.Столович, Н.Марковская, О.Стешенко, К.Азеев, С.Прокофьев

Автосалон Porsche на Запорожском ш. В.Козлов, И.Чеботарёва, И.Иванцова, С.Столович, Н.Марковская, О.Стешенко, И.Старцева, К.Азеев, С.Прокофьев

Сейчас мы проектируем концептуальный объект – коммерческий центр в районе Обухова под Киевом. Кодовое название – Ferrari. С его заказчиком нам было очень интересно работать на стадии эскизного проекта; возможно, наше сотрудничество продолжится в будущем.

Замечательный объект мы сделали для заказчика из Баку – гостинично-оздоровительный комплекс с огромными ресторанами, поскольку там принят такой стиль жизни: если свадьба, то нужно разместить полторы-две тысячи человек. Судьба этого комплекса, к сожалению, также пока повисла в воздухе…

Сейчас, в условиях кризиса наша деятельность движется скромными темпами. Проектируем частные дома, заканчиваем работу над комплексом по К.Цеткин. Надеемся на интересные заказы в ближайшем будущем.

ЖК на К.Цеткин, 3-7. Проект. В.Козлов, И.Чеботарёва, И.Иванцова, А.Беценко, В.Примаченко, О.Стешенко

ЖК на углу ул. Короленко и Чкалова. Проект. В.Козлов, Т.Петренко, В.Примаченко, Е.Гурская, С.Прокофьев

У Вас есть ещё по меньшей мере одна интересная работа. В ноябре 2008 г. Вы представили на градсовет проект ЖК на углу улиц Чкалова и Короленко…

На этом участке я предлагал заказчику проработать весь квартал. К сожалению, в то время выкупить его полностью не представлялось возможным: стоимость недвижимости, которая идёт под снос, на тот момент была явно завышена. Заказчик смог освободить лишь одну шестую часть квартала. Это очень высокоплотная застройка, мы выжимали там буквально каждый сантиметр пространства, чтобы комплекс мог стать хотя бы рентабельным. Мы начали работать над стадией «проект», потому что эскизный проект был согласован и пройдены все предыдущие стадии. В настоящее время проектирование остановлено.

Насколько мне известно, сотрудники Вашей студии выполнили любопытную градостроительную разработку – концепцию постановки высотных зданий, окружающих Октябрьскую площадь…

Это не совсем так. Это не концепция – но наше видение. Когда мы занимались реконструкцией фабрики «Орель», мы проанализировали этот участок, понимая, что это очень интересное место – здесь Самара впадает в Днепр, и он поворачивает под углом. Это своеобразный шарнир города. Мы решили подчеркнуть его высотным зданием. Кроме того, чуть ниже, на ул. 8 марта студия Дольника поставила ЖК «Флора», который послужит хорошей платформой для высотного здания в том месте. Эта градация может быть довольно интересной. Мы проектировали реконструкцию стадиона – вернее, его вынос на набережную. А на его месте поставили гостиничный комплекс. Получались своего рода ступеньки: внизу – наш малоэтажный гостиничный комплекс, затем ЖК Дольника и над ними – 50-60-этажное здание офисного центра, также включающего гостиницу.

Офисно-гостиничный комплекс на Фучика. Проект. В.Козлов, В.Романенко, С.Прокофьев, О.Прокофьева

Гостиничный комплекс на ул. 6-й стрелковой дивизии. Проект. В.Козлов, В.Романенко, С.Прокофьев, О.Прокофьева

В своё время – лет 30-40 назад – группа под руководством Евгения Яшунского и Леонида Халявского разрабатывала один из вариантов генплана города. Был изготовлен его макет, на котором Октябрьскую площадь окружала так называемая Корона – огромное разомкнутое кольцо на нескольких опорах, раскрытое в сторону Днепра и Комсомольского острова. Выглядело оно очень красиво. В реальности построить такое сооружение, может быть, и возможно – но не в нашей стране. Это уже архитектура мирового масштаба. Было принято, что эта идея может быть реализована как комплекс высотных зданий.

В свете данных разработок Яшунского, а также для того, чтобы подчеркнуть запроектированное нами высотное здание, мы пытались посадить высотки в тех местах, которые ещё возможно застроить, чтобы они создавали этот городской шарнир. Масштабы Днепра и формируемого им шарнира должны перекликаться. Одним зданием этого не добиться, а вот комплексом зданий – возможно.

Сейчас концепция высотного строительства разрабатывается в «Гипрограде» с участием А.Дольника.

Есть ли у Вас другие градостроительные разработки для Днепропетровска и в чём Вы видите проблемы нашего города?

Если откровенно, я стараюсь не заниматься такими проблемами. Все мы понимаем, где живём и кто должен это финансировать. На сегодня подобный труд я считаю тратой времени. Всё равно генплан Днепропетровска разрабатывают не у нас, а в Киеве. Понятно, как киевляне к этому относятся: у них есть работа, и они её выполняют. Но они не болеют душой за Днепропетровск так, как болеют наши архитекторы – тот же Александр Дольник, или Андрей Шковыра, или другие наши коллеги. Наш город нам всегда родней. Каким бы ни был хорошим специалистом главный архитектор генплана Николай Лопатюк – мы с ним дружим, и он понимает нашу специфику. Но для него всё-таки родной отец – это Киев, и он его любит. А есть ещё «внебрачные дети» вроде Днепропетровска, и от этого никуда не деться. Поэтому в составленном киевлянам генплане достаточно ошибок и непродуманных моментов, которые приходится исправлять уже нашим архитекторам совместно с киевскими. Так, очень многое по Красноповстанческой балке выполнил Юра Алипов, Андрей Шковыра занимался набережной в районе массива Победа – и их наработки также вошли в генплан.

Я считаю, что основная градостроительная проблема нашего города – это дороги. Во всём мире принято в таких крупных городах, как Днепропетровск, иметь хотя бы две перекрёстные магистрали беспрерывного движения. С этого и надо начинать. А когда появятся трассировки этих магистралей, когда человек сможет добираться по городу из конца в конец за 5-10 минут – вот тогда уже можно будет сосредоточиться и на остальной градостроительной документации.

Торгово-гостиничный комплекс на Шинной. Проект. В.Козлов, В.Романенко, С.Прокофьев, О.Прокофьева, Д.Пироговский

Начиная с 1956 г., из генплана в генплан переходила неосуществлённая идея проспекта Ильича – магистрали через весь город, которая должна была решить транспортные проблемы Днепропетровска. Как Вы считаете – это возможно?

Пожалуй, частично возможно. Моё мнение: у нас есть выезды на Запорожье, Кривой Рог, Полтаву и Царичанку, а также Харьков с Донецком. Ни один из них в настоящее время не выполняет свои функции в полном объёме. Пробки на Запорожском шоссе, пробки на проспекте Петровского, пробки на Донецком шоссе и огромнейшая пробка на проспекте Правды… Замыкаться на эти проспекты смысла нет – они уже перешли в разряд городских магистралей, которые должны обеспечивать город. Я считаю, что необходимо строить мост, запланированный через Комсомольский остров. Вдоль железной дороги надо прокладывать мощную автомагистраль, выводить её на Запорожское шоссе уже за пределами города – через пролегающие там балки; выходить ею через заводские районы на левом берегу и соединяться с Новомосковской трассой уже за Подгородним. В этом случае можно будет обеспечить транзит с левого берега на правый. И уже тогда по проспектам Ильича и К.Маркса, ул. Чкалова и другим центральным улицам можно будет осуществлять нормальное движение. Кроме того, сейчас, может быть, наконец-то построят путепровод с Донецкого шоссе над заводом им. Петровского и другими заводскими территориями. Возможно, он также облегчит дорожное движение. И, естественно, нужно что-то делать с поперечными магистралями. Думаю, что и здесь железные дороги могут нам помочь. Возможно, стоит строить над ними магистрали с развязками, чтобы можно было проехать из пос. Кировское в Приднепровск (первая ветка) и с Красного Камня на Тополь (вторая ветка). Эти четыре магистрали могли бы освободить центральные районы от транзитного транспорта и создаваемых им пробок.

Офисный центр и оздоровительный комплекс «Цунами». В.Козлов, В.Демидов, И.Чеботарёва, А.Беценко, И.Иванцова, В.Примаченко, Л.Киптилая

Помимо пути творческих поисков, вы также прошли путь поисков духовных. Как это происходило?

В моей жизни не было ни одного случая, ни одного дня, когда я не был бы благодарен Богу.

Это более интимная тема. В храм людей всегда приводят какие-либо проблемы. Или родители – одно из двух. Меня привели проблемы со здоровьем. Я прочитал тогда первые книжки Лазарева. И, когда встал выбор: уйти в другой мир или остаться тут – я понял, что, видимо, что-то неправильно делаю в этой жизни. Переосмыслив, что я делал и куда бежал, я понял, что это похоже на заплыв в ванной: гребёшь, гребёшь, а ноги привязаны. Можно перелопатить руками много воды, а не продвинешься ни на сантиметр. После этого я прошёл определённый путь. Я посещал христианскую церковь. А потом моя хорошая знакомая, архитектор Татьяна Сокиркина, привела меня к батюшке Василию в Рубановское под тем предлогом, что ей нужно туда, а у неё машины не было. Она уговорила меня отвезти её. Так в 1999 г. я первый раз попал туда на Покров и езжу уже 11 лет. Считаю, что мне в жизни очень повезло познакомиться с этим человеком, который меня благословляет на важные дела. То, что он сделал для моей жизни, невозможно оценить… Духовный отец многое в жизни значит, и, когда тяжело, и мысленно к нему обращаешься, и воочию.

Зоопарк в Тоннельной балке. Проект. В.Козлов, А.Козлов, С.Прокофьев, О.Прокофьева

ТРК «Магеллан» на пр. Правды. Проект. В.Козлов, И.Чеботарёва, В.Примаченко, О.Стешенко, С.Прокофьев

Что Вы пожелаете молодым архитекторам, которые будут читать это интервью на сайте?

Я желаю им просто любить свою профессию. Когда любишь, стараешься больше времени провести с любимым человеком либо с любимым делом и лучше его познать. Любовь – это та сила, та энергия, которая движет всем миром. Ни один преподаватель не даст тебе знания, если ты не любишь дело, которым хочешь заниматься.

 

Влад ДУЛЬСКИЙ

Автор и редакция благодарят Вадима Васильевича Козлова за предоставленный им уникальный иллюстративный материал.