«Пришелец я на Земле..." - судьба под звездным небом. Украинскому философу Григорию Сковороде - 300 лет

Украинский философ Г.С. Сковорода (1722--1794 гг.) опередил родную эпоху на много столетий. Гений из прошлого явился как посланец будущего и мог показаться современникам инопланетянином.

*** 

Как сам он признался в одной из книг: «Пришелец я на Земле...». 21 век оценил родоначальника украинской философии весьма прямолинейно – украсил его портретом 500-гривневую купюру. Вот уж странная традиция — цеплять лики праведников на денежные банкноты. Магия финансов, которая норовит стать властелином душ. Философия «украинского Диогена», названного так за аскетизм, далека от банковской идеологии и в целом светского образа жизни. Мудрец чурался сребролюбия, а мирской суете предпочитал непрестанный поиск истины.

Искал он истину не в кабинетной  тиши, а в дороге — странник с посохом в руках... Единственный случай в истории отечественной мысли, когда совпал духовный и физический маршрут. Тропинка мудрости началась от порога Киево-Могилянской академии, где пилигрим вкусил физики и метафизики, диалектики и мифологии, освоил языки (латынь, немецкий, греческий и др.).

Соблазн ждал юношу, обладавшего отменным голосом, когда его зачислили как певца в императорскую капеллу. Царица Елизавета любила услаждать слух хоровым искусством и частенько устраивала концерты. Однако светская праздность не вскружила голову альтисту, и он вернулся в родную академию, чтобы завершить философский курс.

Горизонты знания раздвинула поездка в Европу. Лучшие библиотеки, прикосновение к древним фолиатам, встреча с западными учеными и философами... Это был для Г.С. Сковороды, по сути, еще один университет. В 1751 году философ начал преподавать в Харьковской губернии, но творческая смелость так испугала ортодоксальное начальство Переяславской семинарии, что оно указало ему на дверь. Закостенелая система образования превратилась в клетку, где не расправить крылья, зато легко их сломать...

Однажды философ взял в руки посох, закинул за плечи котомку, выбрал как азимут Млечный путь, а по народному Чумацкий шлях, и пошел «сеять разумное, доброе и вечное».

Необъятный шатер неба с изумрудами звезд и зеленый ковер разнотравья стали отныне для путника родной обителью. Отсюда и гармоничность мировоззрения Г.С. Сковороды, где все соразмерно: от человека до планеты, от небесного светила до мироздания. Земная дорога для мудреца – это проекция небесной, где расстояния можно оценить лишь при слиянии жизненного и духовного опыта:  «Если мы хотим измерить небо, землю и море, должны, во-первых, измерить себя». Изречения странствующего философа были крылатыми, а потому легко входили в каждый дом и передавались из уст в уста.

 

Григорій Сковорода | SPADOK.ORG.UA

«Истина имеет простую речь.

Благословен Господь, сделавший все трудное ненужным и все нужное - нетрудным!

Чистое небо не боится молний и грома.

Тот ближе всех к небу, кому ничего не надо.

Не называй сладким то, что порождает горечь.

Добрый ум делает легким любой образ жизни.

Любовь есть вечный союз между Богом и человеком. Она — огонь невидимый, которым сердце распаляется к Божиему слову или воле, а посему и сама она есть Бог». 

Это не просто афоризмы, как литературные гиперболы, а живые истины, найденные в гуще жизни и на ее обочине. Странник не выбирал удобных дорог, а сам торил путь.

Уважение вызывал аскетизм мудреца, чей личный скарб умещался в дорожной котомке. Ни день, ни ночь, ни холод, ни зной не могли остановить скитальца, который шел по дороге познания, открытый миру и будущему, а потому столь же открытым оказалось его живое, народное учение.

Говорят, что однажды Григорий Саввич Сковорода встретил в дороге новоизбранную императрицу Екатерину, и та, удивившись загорелому и обветренному лицу странника, словно перед ней был негр, спросила, отчего он такой черный. Скиталец улыбнулся: «Э-э-э, вельможная Маты, разве же ты где видела, чтобы сковорода была белая, коли на ней пекут да жарят и она все в огне?».

Вот так метко отшутившись, он снял риск опять быть зазванным в царский дворец, где его могли запереть как экзотическую диковину в золотую клетку. И пошел себе дальше, куда глаза глядят: слава Богу, что отеческая земля бескрайняя, а планета вовсе круглая...

Может, и правда он инопланетянин? Уж точно не от мира сего, что, впрочем, мудрец  и не скрывал. В одной из главных книг – трактате об устройстве мира и движущих силах, он так передает слышанный разговор ангелов: «Сей странник бродит ногами по земле, сердце же его с нами общается на небесах...». Философ с благоговением пишет о горнем мире и с глубоким почтением о матушке-Земле.

Библию мудрец читал в подлиннике, славил Бога, однако не падал пред Ним ниц. «Истинный человек и Бог есть то же», – утверждал он. Это заявление возмутило церковь и она закрыла для еретика двери учебных заведений. Лекции Г.С. Сковороды по христианскому добронравию запретили – ортодоксов волновал больше церемониальный блеск ритуалов, нежели сияние истины.

Снова бредет странник по дороге – мимо верстовых столбов, которые тщетно пытаются укротить бесконечность... Эти безликие версты мудрец превратил в осязаемые страницы философских рукописей, что, слава Богу, не сгорели, но зато уже много веков согревают людские сердца.

Этап странствования оказался для первого отечественного философа самым плодотворным — 18 произведений и 7 переводов с латинского на родной язык. Не подвластными времени остаются и ныне поучительные сочинения «О познании самого себя», «Разговор дружеский о душевном мире», «Сад божественных песней»... Афоризмы и другие крылатые изречения стали притчами, пословицами и поговорками, оплодотворяя народное сознание и укрепляя духовные крылья нации.

Философ был первым в истории отечества, кто смог изменить унизительный статус «интеллектуального бездорожья», который извечно приписывали глубинке. Не ведая усталости, он будил народ, спасая от духовного оцепенения, что порождало конфликт с властью, заинтересованной в его невежестве, ведь тогда гражданами легче управлять. Странствующий любомудр остался верен истине, продолжая торить путь в глубинке, и добавил к цветам на обочине целый букет духовных открытий.

Редко случался привал, который опять же был поводом для размышлений, дневниковых записей, обдумывания новых маршрутов...

Именно этот миг судьбы выхватила из хроники Вечности и воплотила в картине «Григорий Сковорода. Мысли о будущем» известная украинская художница Анна Егорова. Действительно, точное название для художественного полотна, ведь речь идёт о духовном завете философа своим потомкам.

Уже несколько столетий мудрец является послом будущего. Гуманистическая философия устремлена в светлую перспективу, а потому она органично вписалась в идеологическую доктрину партии «Україна Майбутнього».

Это фактически эстафета от родоначальника украинской философии Григория Саввича Сковороды к нам, жителям ХХI века, дорогу в который проторил гений отечественной мысли

Анатолий Одинцов