Дело не в бедности, дело в социологах

Если врач ставит вам плохой диагноз – стреляй во врача. Этот подход к установлению истины, опробованный еще Иосифом Виссарионовичем в ходе преследования кремлевских врачей, применим не только в медицине. Он актуален и в исследованиях состояния государства и общества. Хотя результат будет таким же, как и при Сталине: приносящим дурные известия медикам и гуманитариям у нас всегда следует смотреть в оба.

 

Кстати, исследованиями, точнее, исследователями общества уже вплотную занялись наследники отца народов.  Одним из первых советских диссидентов стал Юлий Даниэль – автор социологической повести-антиутопии «Говорит Москва», описывающей поведение «рязановских» интеллигентов в условиях гипотетического «дня открытых убийств», якобы объявленном партией и правительством. Затем из страны был выдворен автор социологических романов Александр Зиновьев. И это лишь самые громкие преследования авторов, сделавших попытку осмыслить общественную реальность, все больше напоминающую состояние здоровья Сталина в эпоху дела врачей.

Исследования неманипулятивного толка, если они доставляют неудобства, всегда можно разгромить на уровне кухонной демагогии, а затем прихлопнуть анализом личности автора, который обязательно тем или иным образом проштрафился перед «духом Майдана».

Мало что изменилось и в постсоветскую эпоху. По крайней мере, в Украине подход не изменился. «Умный социолог» всегда знал, что результат исследований следует подгонять под нужные цифры, иначе грош такому исследованию цена. Особенно в политике, где суть социологических изысканий сводится к созданию самосбывающихся прогнозов по методу целевой подгонки результатов. Исследования неманипулятивного толка, если они доставляют неудобства, всегда можно разгромить на уровне кухонной демагогии, а затем прихлопнуть анализом личности автора, который обязательно тем или иным образом проштрафился перед «духом Майдана».

Вот, например, Киевский институт социологии НАН Украины провел исследование бедности в Украине, а его результаты были озвучены сотрудником института Виталиной Буткалюк. По результатам опроса, проведенного летом 2017 года, в среднем на питание и оплату жилищно-коммунальных услуг (в отопительный сезон) украинские семьи тратят 84% совокупного дохода семьи (48% – на питание и 36% – на коммунальные расходы). Почти две трети (65%) украинских семей вынуждены сегодня тратить на питание и оплату коммунальных услуг от 75% до 100% своего месячного семейного дохода. Всего было опрошено 1800 человек, и на вопрос о материальном состоянии их семьи за последние два-три месяца ответили 92,9% респондентов. По данным исследования, семьям 35% опрошенных в целом хватает на проживание, 45% отметили, что им хватает лишь на продукты питания, а 6% сказали, что они порой голодают или просят милостыню. Иными словами, 86% ответивших оценили уровень жизни своих семей как низкий и крайне низкий. Лишь 12% населения считают, что им хватает на все необходимое, за исключением возможности делать сбережения. Приобретать все необходимое и формировать сбережения могут 1,8% людей. В полном достатке живет 0,6% респондентов.

Результат исследования был поставлен под сомнение запасным блогером ресурса «Обозреватель» Денисом Казанским, представляющим вместе со своим коллегой под красноречивым псевдонимом Фашик Донецкий мнение «патриотически» настроенных дончан.

Неутешительная статистика, перекликающаяся с рейтингом «безнадежных стран», о котором недавно писал «TheЭкономист», и где Украина заняла третье место. Ведь согласно принципу, принятому в мировой социологии, живущими в бедности семьями считаются те семьи, что тратят 62% и более от своего дохода на удовлетворение базовых потребностей: еда, оплата жилища, одежда.

Результат исследования был поставлен под сомнение запасным блогером ресурса «Обозреватель» Денисом Казанским, представляющим вместе со своим коллегой под красноречивым псевдонимом Фашик Донецкий мнение «патриотически» настроенных дончан.  Для разрушения аргументов оппонента он избрал не совсем научный, но весьма убедительный на уровне пивбара способ – подсчитал количество зарегистрированных в стране автомобилей.

«Навскидку загуглил, сколько в Украине автомобилей на душу населения. Выяснилось, что в 2016 году было 202 авто на 1000 человек. То есть, примерно каждый пятый украинец — владелец машины. И это заниженная цифра, потому что за последние годы в страну ввезли еще уйму автомобилей на еврономерах, которые нигде не учтены. То есть, даже только по этому показателю понятно, что 90% за чертой бедности не выходит никак. От слова «совсем». Причем, это даже пятиклассник поймет. Не говоря уже о том, что 90% за чертой бедности — это вообще гроб, чума и кладбище», — цитирует Обозреватель публикацию любимого автора из соцсети (орфография сохранена).

Пятилетнему, возможно, это и понятно, а вот человеку постарше, тому, кто уже наигрался машинками с пультом и открывающимися дверями, очевидно, что наличие ведра с болтами – далеко не всегда признак достатка. Что в сельской местности, например, это единственный способ выжить. Да и в городах профессия полулегального таксиста процветает, при этом львиная доля заработка водителя «Уклона» и «Убера» может уходить на покрытие кредита за вполне благополучный с виду автомобиль. При этом дата смены авто вследствие его износа будет совпадать с датой окончания выплаты кредита. А выплата долгов – в данном случае на средство производства – может быть, если не добавлена в список базовых потребностей, то попросту изъята из суммы дохода гражданина. Без нее ведь нет и дохода.

Впрочем, автора интересовало сосем другое: «Стало интересно, кто такая Виталина Буткалюк. Поначалу подумал, что это какой-то фейковый эксперт из мутной общественной организации, задача которого бесконечно пророчить «бандерлогам газовый холодомор», но нет. Оказывается, это вполне реальный человек. Кандидат социологических наук, между прочим. Научный сотрудник отдела экономической социологии Института социологии НАН».

А значит, и дело врачей, точнее, дело социологов, на подходе.

Засели, понимаете, в Институте социологии НАН вредители и гадят. Дают мясо московской пропаганде. И церковь наверняка посещают известного патриархата. А может, и вообще не посещают – безбожники и коммуняки! А еще и госпремии получают, понимаешь. Куда смотрят СБУ, Гражданский Корпус и С14.

Между тем, социологические исследования подобны медицинским. Можно верить анализу на количество холестерина в крови, а можно рассуждать, что холестерин придумали в Кремле, чтобы отучить украинца есть сало и запивать его «оковытой». Можно считать провалившийся нос признаком сифилиса, а можно считать, что он просто ввалился из-за частого употребления кокаина и скоро вернется на место. С опросом о бедности дело обстоит именно так. А значит, и дело врачей, точнее, дело социологов, на подходе. Не потому, что их исследования подгоняет мифическая Москва, а потому, что дело врачей было последним проявлением воли к жизни умирающего волюнтариста. И именно волюнтаризм является главным принципом идеологии нашей страны с момента провозглашения нашей независимости.

Источник: Экономист