Осиротевший Минск: как скажется уход Кучмы из ТКГ по Донбассу на переговорном процессе

Во вторник, 28 июля стало известно о том, что Леонид Кучма прекращает свою работу во главе украинской делегации в минской Трехсторонний контактной группе (ТКГ). Действующий президент поблагодарил бывшего главу государства и, подчеркнув, что работа Кучмы в Минском процессе была важной и сложной, добавил, что с уважением относится к его решению уйти. В свою очередь, Кучма, которого цитирует пресс-служба офиса президента (ОП) сказал, что «в любой момент готов помогать власти советами».
***

Отметим, что о намерениях Кучмы выйти из переговорного Минского процесса, в котором бывший гарант пребывал, начиная с 2014 года, Зеленский говорил и раньше. В мае он рассказал об этом во время своей пресс- конференции: «Леониду Кучме сложно, как и каждому участнику Минской группы. Леонид Кучма действительно обращался и говорил, что сейчас, когда повысили статус группы, там есть господин Резников, давайте передадим все полномочия Резникову», - говорил «Зе». 

Отметим, что Леонид Кучма уже отходил от работы в Минске в 2018-м со ссылкой на возраст. Однако после победы Зеленского на выборах вернулся к руководству украинской делегацией в ТКГ.

В кулуарах говорят, что ключевой причиной ухода Кучмы действительно является его почтенный возраст - бывшему президенту вскоре исполнится 82. Очевидно, что работа в ТКГ, мягко говоря, неспокойная, поэтому реально фактор физического и морального самочувствия в «дембеле» господина Кучмы наверняка присутствует. Однако само по себе длительное и активное, хотя в большей степени непубличное участие экс-гаранта в ТКГ априори предусматривает политические мотивы, побудившие Кучму покинуть пост главы украинской переговорной группы в Минске. Эти мотивы становятся особенно интересны в виду того, что Кучма покинул ТКГ аккурат после подписания соглашения об очередном перемирии на Донбассе. Его- перемирие - многие эксперты считают инструментом Зе-команды в электоральной борьбе накануне октябрьских муниципальных выборов. С учетом отсутствия реальной сети региональных ячеек («привет» главе партии «Слуга народа» Корниенко), на Банковой пытаются актуализировать фактически все темы, которые, согласно соцопросам, волнуют украинское общество. Мир на юго-востоке- одна из них. 

Наш источник в пропрезидентской фракции рассказал, что уход Кучмы на фоне попыток Банковой использовать минский процесс для пиара «зеленых» накануне региональных выборов означает, что Кучма, а также его влиятельный зять-олигарх Виктор Пинчук не хотят в этом участвовать. К разыгрыванию минской карты избирательном дерби Зеленского, по слухам, настоятельно подталкивал глава его Офиса Андрей Ермак. Он в некоторой степени конкурировал с Кучмой в переговорном процессе ТКГ. Иными словами, Ермак, не имеющий абсолютно никакого официального статуса в минской переговорной группе, вел и продолжает вести закулисные переговоры со своим давним знакомым из РФ Романом Козаком- экс-российским экс-вице-премьером, который с недавних пор курирует «украинский вопрос» в Кремле на позиции заместителя главы Администрации Путина. 

Нынешнее перемирие на Донбассе, как говорят в окружении «Зе»- переговорный плод тендема Ермак/Козак. Да, под «мировыми» договоренностями стоит автограф Кучмы, однако совершенно понятно, что все будет зависеть исключительно от того, в какой парадигме будет развиваться ситуация далее после назначения преемника Кучмы. А фундамент для продолжения своей, а не Ермака политики Кучма перед уходом заложил, введя в состав ТКГ профильного вице-премьера Алексея Резникова. Именно он, являясь официальным заместителем главы украинского переговорного «десанта» в Минске, после отхода Кучмы от дел, будет возглавлять ТКГ. И именно его Леонид Данилович не единожды «сватал» в свои преемники, о чем сам Зеленский заявлял публично. Поговаривают, что категорически против назначения Резникова полноценным руководителем ТКГ выступает глава ОП Ермак. Кстати, заявления Резникова и Ермака по минской «текучке» абсолютно диссонируют между собой, что является наглядным доказательством отсутствия, мягко говоря, единства их позиций. Так, 10 июля вечером глава ОП провел брифинг по результатам встречи в Минске, которая состоялась двумя днями ранее. Тогда Ермак отчитывался о минских достижениях, при чем в весьма положительном тоне, заявляя о грядущих прорывах. На этом фоне довольно странно выглядит другое заявление, озвученное упомянутым выше вице-премьером, министром по вопросам реинтеграции Алексеем Резниковым. Он в блоге для Atlantic Council, за сутки до пресс-конференции Ермака, написал о том, что «после более чем пяти лет тупика на мирных переговорах между Украиной и Россией очевидно, что необходимы новые подходы, чтобы остановить войну на восточной границе Европы, а это означает изучение необходимости прагматических изменений существующего минского процесса». При этом Резников, побывав на том же заседании ТКГ, что и Ермак, заявляет, что «никакого прорыва не произошло». 

«Будучи нацией, которая находится на передовой в нынешней конфронтации, Украина является наиболее очевидным направлением для стратегий сдерживания. В практическом плане это означает пересмотр Минского процесса и адаптацию рамок нынешнего диалога с учетом геополитических реалий. Сейчас не время догматически цепляться за существующие договоренности. Напротив, творческие подходы необходимы для обеспечения глобальной безопасности и предотвращения дальнейшей европейской дестабилизации», - убежден Резников. 

По сути, он не сказал ничего радикально нового, поскольку о возможности модификации минских соглашений говорил и сам Зеленский еще в декабре прошлого года. Однако сам по себе факт, когда один глава украинской делегации в Минске уверяет, что переговоры находятся на гребне продуктивной волны, а другой - что говорить не с кем и не о чем, выглядит, согласитесь, довольно странно. Очевидно, что Резников пытался отправить месседж западной аудитории о том, что политика умиротворения России является опасной, а геополитический кризис, вызванный агрессией против Украины может распространиться и дальше на Запад. В свою очередь Ермак всячески пытается убедить президента в том, что он - весьма эффективный переговорщик, несмотря на череду очевидных провалов во внешнеполитической деятельности.

Теперь очень важный штрих к общей картине. В Зе-команду Резников попал благодаря протекции зятя Кучмы Пинчука. В 2005-2006 годах экс-глава ОП Андрей Богдан и Алексей Резников встретились в судебном споре о пересмотре итогов приватизации Никопольского завода ферросплавов (НЗФ). Богдан тогда представлял сторону правительства Юлии Тимошенко, Резников -металлургическую компанию «Интерпайп» Виктора Пинчука. Последнего обвиняли в незаконной приватизации завода. Главным соперником Пинчука в борьбе за НЗФ была группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Тимошенко открыто обвиняли в том, что она лоббирует их интересы. «Это был спор не между правительством и Пинчуком, а между Коломойским и Пинчуком, - рассказывал тогда Резников. 

Сергей Гармаш, участник политической подгруппы в Трехсторонней контактной группе, отмечает, что уход Леонида Кучмы способен запустить цепь определенных событий. Она может начаться с того, что сменится глава и российской делегации. «Сейчас, возможно, захочет уйти и Грызлов. Не исключено, ему не дадут это сделать, но он точно захочет. Мы-то знаем самомнение российских представителей. Грызлов в прошлом председатель Госдумы РФ, ему будет тяжело разговаривать с министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексеем Резниковым. Тем более Грызлов неоднократно высказывал свое не очень хорошее отношение к Резникову», - аргументирует Гармаш. Кстати, Грызлов, представляющий Россию в ТКГ по Донбассу, остался недоволен тем фактом, что Кучма больше не будет участвовать в переговорах. Российский чиновник уверен, что Кучма мог сгладить любые «шероховатости» переговоров, а его участие помогало «избегать эскалации конфликта на Востоке Украины». Грызлов отдельно отметил тот факт, что под минскими соглашениями стоит подпись именно Леонида Кучмы, а «инфраструктура переговорного процесса между Киевом и Донбассом создавалась и развивалась при его непосредственном участии».

Мария Золкина, политический аналитик Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» уход Кучмы комментирует так: «Это событие - знаковое, поскольку с задачей ключевого переговорщика на минской площадке Кучма справлялся почти безупречно. Ему удавалось и дипломатично маневрировать как руководителю делегации, и отстаивать государственные интересы Украины. Именно Кучма фактически отказался подписываться под формулой Штайнмайера как под новым политическим документом минского процесса. Зато была найдена более приемлемая модель согласования- в виде письма координатору от СММ ОБСЕ. Тем не менее, даже после этого, Кучма был единственным из украинских переговорщиков, кто откровенно и стабильно критиковал формулу«Штайнмайера», настаивая: без разоружения, вывода войск и контроля над границей как условий для проведения выборов, инкорпорировать эту формулу в украинское законодательство нельзя». К слову, именно Кучма с настойчивой последовательностью утверждал: «особый статус» для Донбасса является неприемлемым в предлагаемом виде, поскольку это является прямым путем к конфедерации. Собственно, это и было основой его философии как главы украинской делегации в Минске. 

Очевидно, что сторонник формулы «сначала- безопасность», Кучма был точно на своем месте в минском процессе. Уйдет ли эта однозначность и устойчивость оценок из Минска вместе с ним- зависит от того, кто станет его последователем в ТКГ. Сейчас в данном контексте звучит фамилия не единожды упомянутого Резникова, а также Александра Моцыка, экс-посла Украины в США, Александра Чалого - бывшего заместителя главы МИДа и советника президента по вопросам внешней политики и Руслана Демченко — опытного дипломата и действующего первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). 

Наталия Ромашова 

Источник Lenta.ua