Украинский институт будущего шокирован масштабом миграции, а власть отмахнулась

Этой осенью Украинский институт будущего (УИБ) подготовил доклад “Миграционные вызовы для Украины” и надеялся провести закрытую презентацию для госорганов, дабы не шокировать выводами широкую публику. Однако, ответы на вопрос, почему украинцы массово уезжают из страны, и рецепты, как ее остановить, совершенно не заинтересовали Раду, Кабмин и СНБО.

***

“Нас — 65 миллионов…”- заявил в своей инаугурационной речи в Раде Владимир Зеленский, обращаясь ко всем, кто родился на украинской земле. С этого момента не было сделано ровно ничего ни для привлечения диаспоры, ни для удержания еще оставшегося населения. Наоборот, в Раде обсуждаются варианты, как сделать жизнь ФЛП еще “интересней и насыщенней” и заодно принять более дискриминационный для работников Трудовой кодекс. Неудивительно, что с начала года Украину в поисках лучшей жизни покинуло еще 1,5 млн человек.

Этой осенью Украинский институт будущего (УИБ) подготовил  доклад “Миграционные вызовы для Украины”. Месяц этот think tank надеялся провести его закрытую презентацию для госорганов, дабы не шокировать своими выводами широкую публику. Однако, ответы на вопрос, почему украинцы массово уезжают из страны, и предложения, как ее остановить, совершенно не заинтересовали Раду, Кабмин и СНБО.

 

 

Пришлось УИБ смущать умы немногочисленных журналистов. А прийти в ужас действительно есть от чего: население страны быстро или вымирает, или выезжает. Сегодня демографическая ситуация в стране находится на зыбкой грани.

 

чемодан

 

Несмотря на 8,3 млн трудовых мигрантов, на еще оставшихся в Украине 13,4 млн плательщиков единого соцвзноса (примерно 4 тыс гривен уплаченного ЕСВ без расходов на администрирование налогов превращается в 3 тыс гривен пенсии) пока еще приходится 11,9 млн пенсионеров. 

Кроме того, переводы украинских работников затыкают потенциальную дыру в платежном балансе страны. Хотя торговый дефицит по товарам и услугам составляет 11,2 млрд долларов, он пока перекрывается денежными переводами в Украину (прежде всего, трудовых мигрантов) — 10,9 млрд долларов в год.

 

 

В ближайшую пятилетку нынешний демографический кризис превратится в коллапс. Через полтора-два года количество плательщиков ЕСВ сравняется с числом пенсионеров. Уже в 2024 году на более чем 14 млн пенсионеров будет приходиться менее 12 млн плательщиков единого соцвзноса.

Но что важнее — правительства стран, которые сегодня являются крупнейшими реципиентами нашей трудовой миграции, переходят от политики привлечения отдельных работников к созданию условий для тех из них, кто заключил долгосрочные трудовые контракты, чтобы они воссоединялись со своими семьями (возможности получения ипотеки, обучения детей и т.д.). Очевидно, что это радикально сократит объемы переводов заробитчан в Украину.

 

Заробитчане. Фото: Ualife.net
Заробитчане. Фото: Ualife.net

 

С 1 января 2020 года Германия, Австрия, Польша, Чехия и Словакия вводят в действие новое трудовое законодательство, лояльное по отношению к переселенцам из так называемых приоритетных для иммиграции стран и Украина традиционно входит в такие списки. Параллельно переманивают наш мелкий бизнес В одной Словакии украинцами уже зарегистрированы 1,5 тыс компаний. Активно привлекают наших предпринимателей Польша, Венгрия и Эстония.

Еще одна грань демографического кризиса в Украине связана с национальной безопасностью, поскольку большинство трудоспособного населения относится к категории военнообязанных. Сегодня в условиях фактической войны с Россией уровень комплектации подразделений Вооруженных сил Украины составляет порядка 60%. Аналогичный показатель в Национальной полиции и того ниже — 50%. Очевидно, что в ближайшей перспективе эти цифры будут драматически падать.

Именно все вышеперечисленное, а вовсе не убогие шутки “95-го квартала” будут принимать во внимание более-менее серьезные инвесторы, рассматривавшие Украину в качестве площадки для своих долгосрочных проектов. И здесь у нас очевидный провал, поскольку ни у прошлых, ни у нынешних властей не в приоритете удержание еще оставшегося населения (программы инвестиций в человеческий капитал — здоровье, образование, социальную поддержку — в лучшем случае стагнируют) и абсолютно нет никакой политики привлечения иммигрантов (из каких стран, с каким образованием, каких профессий). Тоже самое касается и украинских граждан из оккупированных Крыма и Донбасса.

 

Источник  Ukrrudprom