Женское царство. Как в Украине изменяется отношение к женщинам и причем здесь феминизм

8 марта общество традиционно поворачивает голову в сторону женщин и с повышенным вниманием относится к диалогу о гендерном равенстве. В центре Киева сегодня прошел традиционный марш за права женщин. Активисты собрались на Михайловской площади и отправились в сторону Майдана Незалежности. Главное требование – ратификация Стамбульской конвенции о предотвращении насилия против женщин и домашнего насилия, которую Украина подписала в 2011 году. Участницы скандировали: "Цветы – клумбам, права – женщинам!", "Нет патриархату!" и т.д. Трансляцию вело издание hromadske.

***

Ранее журналисты издания "Фокус" встретились с феминистками, чтобы узнать, за что именно они бортся. Обзор мнений корреспондента Евгении Королёвой

 

— Таисия, а ты феминистка? — готовясь к написанию статьи, я расспрашиваю знакомых об их отношении к борьбе за права женщин.

— Ой, нет, ты что! — девушка презрительно фыркает.

— Ну ты же водишь машину, — пытаюсь апеллировать к чему-то общепонятному.

— "Часи не обирають — в них живуть та помирають", — знакомая цитирует в ответ певицу Onuka. — Конечно, мы пользуемся тем, за что в свое время боролись феминистки, но для меня это уже что-то естественное, природное. А зачем сейчас бегать и кричать непонятно о чем?

Таких женщин, как Таисия, в моем кругу общения много. Они делают карьеру, кормят детей грудью в публичных местах, водят машину и с легкостью делят с партнером часть домашних обязанностей. Но к феминизму все равно относятся с опаской. Это движение они ассоциируют исключительно со скандальными акциями полуголых участниц Femen с небритыми ногами и агрессией по отношению к мужчинам. Все это, без сомнения, тоже присутствует в современной действительности. Однако за эпатажной мишурой, щедро ретранслируемой медиа, скрывается пласт реальных проблем гендерного равноправия — от домашнего насилия до ощутимого разрыва в зарплатах мужчин и женщин.

Многие просто не понимают значения термина "феминизм". Отсюда и негативная реакция на любое упоминание о нем, считает Нармина Стришенец, руководитель отдела коммуникации и адвокации "ООН-Женщины" в Украине.

— Ложная аура вокруг феминизма исторически сложилась из-за того, что мы живем в патриархальном обществе, — подчеркивает она. — Мы же объясняем людям, что это движение о равных возможностях развивать карьеру, получать одинаковую зарплату, иметь доступ к общим благам. Когда спрашиваешь женщину, хочет ли она в своем браке быть менее ценной, то она уже совсем по-другому реагирует на разговор о феминизме и правах.
 
В центре Харькове прошел Марш женской солидарности. Фото: KHARKIV Today/Сергей Козлов

Место женщины

26-летняя художница Татьяна Корнеева в творчестве нередко обращается к темам феминизма и телесности. Говорит, что пришла к этим идеям, когда училась на философском факультете, там же прошла спецкурс "Гендер и культура".

До декабря 2017 года в Украине существовал список запрещенных для женщин профессий, состоящий из 458 позиций

— Мне очень не нравится потребительское отношение к женщине, будто она может исполнять только функцию матери и следить за бытом. Мне действительно важно, чтобы мое мнение учитывалось на равных, — комментирует она.

Феминизм всегда предполагает активные действия: участие в акциях или работу в правозащитных организациях, уверена девушка. Активизм Татьяны проявляется в искусстве. Так появилась серия работ и перформансов, связанных с феминизмом. Например, в 2017 году художница участвовала в выставке TEXTUS, где представляли текстиль и вышивку на феминистскую тематику. А недавно она провела перформанс Male/Female, посвященный причинам некорректного поведения с женщинами.

 

Картинки по запросу "художница Татьяна Корнеева"

 
С начала 1990-х годов борьба за права женщин в Украине шагнула далеко вперед. Если еще два десятилетия назад женщине отводилась "почетная" роль хранительницы семейного очага, главное призвание которой заключалось в рождении и воспитании детей, то сегодня уже никого не удивишь успешными карьеристками. Отцы, сидящие в декрете вместо жен, тоже постепенно становятся частью украинской реальности. Шутки про женщин за рулем и способы, которыми они якобы заработали на машины, если и не исчезли совсем, звучат значительно реже. Ущемление прав женщин нередко встречается там, где на первый взгляд его вроде бы не существует, объясняет Нармина Стришенец.

— Бывает, что в компании нам говорят: "У нас нет проблем с гендерным равенством. Здесь 60–70% сотрудников — женщины", — рассказывает эксперт. — Но когда начинаешь расспрашивать, на каких должностях работают женщины и мужчины, проявляется принцип вертикальной дискриминации. Это значит, что женщины занимают низшие позиции, а мужчины — главы правления, руководители бизнеса, топ-менеджеры. По данным Госстата за 2017 год, средняя месячная зарплата в сельском хозяйстве у мужчин составляла 5,8 тыс. грн, у женщин — 4,8 тыс. грн; в промышленности у мужчин — 8 тыс. грн, у женщин — 6,1 тыс. грн; в сфере научных исследований и разработок у мужчин — 8,6 тыс. грн, у женщин — 7 тыс. грн. Такая разница в оплате труда существует практически в каждой сфере. Правда, это проблема не украинская, а общемировая, к примеру, средний показатель разрыва в зарплатах в ЕС составляет 16%.

Все равны, но кто-то равнее

Сложно поверить, но до декабря 2017 года в Украине существовал список запрещенных для женщин профессий, состоящий из 458 позиций. Приказ Мин­здрава №256 от 1993 года предусматривал, например, что плотником, машинистом поезда и состава метро, боцманом, шкипером и матросом, водолазом и газоспасателем может быть исключительно мужчина.

Киевлянка Оксана Чехместренко решила стать водолазом еще до того, как приказ отменили. Летом 2017 года на одном из столичных забегов она случайно попала в команду водолазов аварийно-спасательного отряда спецназначения. Новые знакомые эмоционально рассказывали Чехместренко о своей работе, о разных случаях из практики, и она — 30-летняя мать троих детей и финансист по образованию — неожиданно загорелась новой профессией. По законодательству она не могла претендовать на такую работу, но Оксану это не остановило. Осенью записалась на двухмесячные курсы водолазов в Киевскую морскую школу, куда девушек все-таки принимали, постоянно тренировалась. Так что, когда правительство разрешило украинкам осваивать "мужские" профессии, Чехместренко к новой работе оказалась готова. При трудоустройстве ее все же предостерегали от такого шага и предлагали еще раз все обдумать, но женщина стояла на своем. Уже больше года Оксана официально работает водолазом Главного управления ГСЧС Украины в Киеве.

— Мы ведем поисковые работы под водой, ищем вещдоки, поднимаем утопленников, при любой чрезвычайной ситуации на воде мы также оказываем помощь, — рассказывает водолаз. — Я счастлива, что наконец-то занимаюсь любимым делом. Мой муж и дети гордятся мной, меня это очень вдохновляет.

Чехместренко подчеркивает, что в отряде ее очень тепло приняли, она никогда не встречала никакой дискриминации по отношению к себе. Впрочем, некоторые коллеги порой "по-мужски" предлагают ей какую-то помощь, но чаще всего она от нее отказывается.

— Я просто говорю, что могу справиться с этим сама, — улыбается Оксана. 

Украинок в традиционно "мужских профессиях" до сих пор можно пересчитать по пальцам. Например, в интернете есть информация всего о трех капитанах дальнего плавания: Татьяне Олейник, Ирине Ясинской и Валерии Яриной. Однако даже такое ничтожное количество "капитанш" вызывает недовольство многих мужчин: на тематических форумах нередки комментарии из разряда "бабы рвутся к штурвалу".

Не особо рады женщинам-курсантам и военные вузы. В августе прошлого года с этим столкнулась пресс-офицер мотопехотной бригады Полина Кравченко, решившая поступать на офицерскую программу Львовской академии Сухопутных войск им. Сагайдачного. Ей отказали, аргументировав отказ "отсутствием необходимых условий для размещения женщин". Кроме Кравченко в академию собирались поступить еще две девушки, они получили аналогичный ответ.

— Надо понимать, что сейчас только идет настройка механизмов, чтобы женщин можно было вовлечь во все эти сферы, — уточняет Нармина Стришенец. — Должны существовать не какие-то показательные жесты, а реальная возможность для женщин получать образование и делать карьеру. 

 В то же время в Украине явно не хватает информационной кампании о более глубокой сути феминистического движения и тех серьезных вызовах, с которыми до сих пор приходится сталкиваться современным женщинам.

Источник  "Фокус"