Что предлагает закон о реинтеграции Донбасса

 Рада, после 3,5 месяцев работы в комитетах, наконец приняла законопроект о реинтеграции Донбасса. До последнего в кулуарах парламента ходили слухи, что в тело проекта будет возвращена норма о важности соблюдения "Минских соглашений", но этого не произошло. Хотя еще в конце декабря прошлого года в Администрации президента уверяли , что для президента Петра Порошенко важно, чтобы эта норма в законе была. Что заложено в финальной версии закона, который принято называть о "деоккупации" или "реинтеграции" оккупированных территорий и чем запомнился процесс голосования.

Как и обещал спикер парламента Андрей Парубий, Рада приступила к рассмотрению законопроекта "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" (7163) 16 января - в первый день после возвращения депутатов с каникул. Рассмотрение вопроса затянулось на три дня. Поэтому принять документ удалось только 18 января. Поддержали документ 280 депутатов: "Блок Петра Порошенко" - 123, "Народный фронт" - 76, "Самопомич" - 22, Радикальная партия – 17, "Батькивщина" - 15, "Воля народа" - 10, "Видродження" - 1, внефракционных - 16.

Что предлагается в законе? Проект преследует несколько основных целей. В частности, признает Россию оккупантом отдельных территорий Донецкой и Луганской областей, переводит на северного соседа ответственность за причиненный ущерб, расширяет полномочия по применению Вооруженных сил в мирное время, позволяет перейти от АТО к "вооруженному отпору" РФ, создает новую военную вертикаль для организации такого отпора, которая получает полномочия, похожие на те, которые предоставляются при введении военного положения, позволяет перемещать товары через линию разграничения (перечень последних должен определить Кабмин).

Несмотря на требования оппозиционных фракций "Самопомочи", "Батькивщины", а также отдельных представителей президентской фракции, в частности, представителей крымско-татарского народа Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева, принять нормы, которые бы касались, не только оккупированных территорий Донбасса, но и Крыма и Севастополя, документ только формально вспоминает об оккупации Крыма Россией в преамбуле, и фактически не несет никакой законодательной нагрузки по поводу украинского полуострова.

Не удалось депутатам и дожать коалицию, чтобы установить дату начала оккупации Донбасса. Предлагалось, чтобы такой датой числилось 20 февраля 2014 года, когда началась оккупация Крыма. В преамбуле документа есть лишь ссылка на закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", в котором упоминается 20 февраля как начало оккупации Крыма.

Так называемые "ЛНР" и "ДНР" теперь определяются как оккупационная администрация Российской Федерации. Границы оккупированных территорий теперь будет устанавливать президент Украины на базе представления Минобороны по предложениям Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ). До принятия нового закона это делал парламент.

Появляется и новое понятие - "границы зон безопасности". Это территории, прилегающие к району боевых действий. Однако определять их будет не президент, как с оккупированными территориями, а начальник Генерального штаба ВСУ по представлению командующего объединенных сил. В таких зонах безопасности будет действовать особый порядок, который будет предоставлять специальные полномочия органам сектора безопасности и обороны.

Противодействие российской агрессии вместо "антитеррористической операции" теперь будет носить длинное и неудобное название "обеспечение национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях". Указы о начале и завершении таких действий будет выдавать президент.

Устанавливать факт, что войска России выведены с территории Украины, также будет президент Украины на основании совместного представления министра обороны и министра внутренних дел.

Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный государству, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам Украина перекладывает на Российскую Федерацию. Также Россия, как государство-оккупант, обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и создать необходимые условия для его жизнедеятельности.

Украина не признает ни один документ, который был выдан оккупационной администрацией на Донбассе, кроме документов о рождении и смерти, а за физическими и юридическими лицами, которые получили статус внутренне перемещенных лиц или остались проживать на оккупированной территории, остаются все имущественные права.

Лица, участвующие в вооруженной агрессии или привлеченные к участию в оккупационной администрации России, будут подпадать под уголовную ответственность.

Стратегическое руководство работой органов сектора безопасности и обороны (ВСУ, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Управления государственной охраны, Государственной специальной службы транспорта, Министерства внутренних дел, Национальной полиции, военной прокуратуры) в зоне боевых действий и зонах безопасности будет осуществлять Генеральный штаб ВСУ.

Руководство силами и средствами органов сектора безопасности и обороны будет осуществлять командующий объединенных сил, который назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба. Командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб ВСУ.

Командующий объединенных сил может ограничивать въезд и выезд лиц с временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей в случае угрозы их жизни и здоровью.

Разрешается также перемещения товаров на и с временно оккупированных территорий, однако только через контрольные пункты въезда-выезда. Такой порядок перемещения товаров должно установить правительство. В оппозиционных фракциях парламента это называют фактическим восстановлением торговли с оккупированными территориями, которая сейчас запрещена решением СНБО от февраля прошлого года.

Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека. Так, к примеру, органам по обеспечению мероприятий национальной безопасности и обороны разрешается:

- применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершившим правонарушения, которые препятствуют выполнению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны или из-за несанкционированного проникновения в район осуществления указанных мероприятий; задерживать и доставлять в Нацполицию таких лиц;

- проверять документы, а в случае их отсутствия - задерживать людей;

- осуществлять досмотр граждан, их вещей, транспортных средств;

- временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;

- проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам;

- использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям.

В случае, если вооруженная агрессия России будет выходить за пределы Крыма и ныне оккупированных Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать и использовать в любое время и на любой части территории Украины силы и средства органов сектора безопасности и обороны (ВСУ и других военных формирований).

Следовательно, по этому закону Рада одобрила все потенциальные указы президента на применение ВСУ и других военных формирований для отпора вооруженной агрессии в Луганской и Донецкой областях. Напомним, ранее предусматривалось, что сначала президент издает соответствующий указ, а потом парламент его утверждает.

Также в законе акцентируется внимание на том, что разрешается применять Вооруженные силы в мирное время, поэтому для их использования не требуется вводить военное положение. Кроме того, отмечается, что антитеррористическая операция может осуществляться параллельно и одновременно с отпором вооруженной агрессии.

Важно отметить, что в редакции профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны предлагалось дать разрешение СБУ прослушивать телефоны и считывать информацию из социальных сетей всех граждан Украины в случае угрозы террористического акта или осуществления отпора российской вооруженной агрессии. Однако соответствующая правка была провалена в сессионном зале.

Также было отменен судебный сбор для граждан Украины, когда те будут судиться с Россией для возмещения морального или материального ущерба.

Источник: РБК-Украина

 

 

 

18 января Рада, после 3,5 месяцев работы в комитетах, наконец приняла законопроект о реинтеграции Донбасса. До последнего в кулуарах парламента ходили слухи, что в тело проекта будет возвращена норма о важности соблюдения "Минских соглашений", но этого не произошло. Хотя еще в конце декабря прошлого года в Администрации президента уверяли РБК-Украина, что для президента Петра Порошенко важно, чтобы эта норма в законе была. Что заложено в финальной версии закона, который принято называть о "деоккупации" или "реинтеграции" оккупированных территорий и чем запомнился процесс голосования, читайте в материале РБК-Украина. Как и обещал спикер парламента Андрей Парубий, Рада приступила к рассмотрению законопроекта "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" (7163) 16 января - в первый день после возвращения депутатов с каникул. Рассмотрение вопроса затянулось на три дня. Поэтому принять документ удалось только 18 января. Поддержали документ 280 депутатов: "Блок Петра Порошенко" - 123, "Народный фронт" - 76, "Самопомич" - 22, Радикальная партия – 17, "Батькивщина" - 15, "Воля народа" - 10, "Видродження" - 1, внефракционных - 16. Что предлагается в законе? Проект преследует несколько основных целей. В частности, признает Россию оккупантом отдельных территорий Донецкой и Луганской областей, переводит на северного соседа ответственность за причиненный ущерб, расширяет полномочия по применению Вооруженных сил в мирное время, позволяет перейти от АТО к "вооруженному отпору" РФ, создает новую военную вертикаль для организации такого отпора, которая получает полномочия, похожие на те, которые предоставляются при введении военного положения, позволяет перемещать товары через линию разграничения (перечень последних должен определить Кабмин). Несмотря на требования оппозиционных фракций "Самопомочи", "Батькивщины", а также отдельных представителей президентской фракции, в частности, представителей крымско-татарского народа Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева, принять нормы, которые бы касались, не только оккупированных территорий Донбасса, но и Крыма и Севастополя, документ только формально вспоминает об оккупации Крыма Россией в преамбуле, и фактически не несет никакой законодательной нагрузки по поводу украинского полуострова. Не удалось депутатам и дожать коалицию, чтобы установить дату начала оккупации Донбасса. Предлагалось, чтобы такой датой числилось 20 февраля 2014 года, когда началась оккупация Крыма. В преамбуле документа есть лишь ссылка на закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", в котором упоминается 20 февраля как начало оккупации Крыма. Так называемые "ЛНР" и "ДНР" теперь определяются как оккупационная администрация Российской Федерации. Границы оккупированных территорий теперь будет устанавливать президент Украины на базе представления Минобороны по предложениям Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ). До принятия нового закона это делал парламент. Появляется и новое понятие - "границы зон безопасности". Это территории, прилегающие к району боевых действий. Однако определять их будет не президент, как с оккупированными территориями, а начальник Генерального штаба ВСУ по представлению командующего объединенных сил. В таких зонах безопасности будет действовать особый порядок, который будет предоставлять специальные полномочия органам сектора безопасности и обороны. Противодействие российской агрессии вместо "антитеррористической операции" теперь будет носить длинное и неудобное название "обеспечение национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях". Указы о начале и завершении таких действий будет выдавать президент. Устанавливать факт, что войска России выведены с территории Украины, также будет президент Украины на основании совместного представления министра обороны и министра внутренних дел. Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный государству, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам Украина перекладывает на Российскую Федерацию. Также Россия, как государство-оккупант, обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и создать необходимые условия для его жизнедеятельности. Украина не признает ни один документ, который был выдан оккупационной администрацией на Донбассе, кроме документов о рождении и смерти, а за физическими и юридическими лицами, которые получили статус внутренне перемещенных лиц или остались проживать на оккупированной территории, остаются все имущественные права. Лица, участвующие в вооруженной агрессии или привлеченные к участию в оккупационной администрации России, будут подпадать под уголовную ответственность. Стратегическое руководство работой органов сектора безопасности и обороны (ВСУ, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Управления государственной охраны, Государственной специальной службы транспорта, Министерства внутренних дел, Национальной полиции, военной прокуратуры) в зоне боевых действий и зонах безопасности будет осуществлять Генеральный штаб ВСУ. Руководство силами и средствами органов сектора безопасности и обороны будет осуществлять командующий объединенных сил, который назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба. Командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб ВСУ. Командующий объединенных сил может ограничивать въезд и выезд лиц с временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей в случае угрозы их жизни и здоровью. Разрешается также перемещения товаров на и с временно оккупированных территорий, однако только через контрольные пункты въезда-выезда. Такой порядок перемещения товаров должно установить правительство. В оппозиционных фракциях парламента это называют фактическим восстановлением торговли с оккупированными территориями, которая сейчас запрещена решением СНБО от февраля прошлого года. Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека. Так, к примеру, органам по обеспечению мероприятий национальной безопасности и обороны разрешается: - применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершившим правонарушения, которые препятствуют выполнению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны или из-за несанкционированного проникновения в район осуществления указанных мероприятий; задерживать и доставлять в Нацполицию таких лиц; - проверять документы, а в случае их отсутствия - задерживать людей; - осуществлять досмотр граждан, их вещей, транспортных средств; - временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; - проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам; - использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям. В случае, если вооруженная агрессия России будет выходить за пределы Крыма и ныне оккупированных Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать и использовать в любое время и на любой части территории Украины силы и средства органов сектора безопасности и обороны (ВСУ и других военных формирований). Следовательно, по этому закону Рада одобрила все потенциальные указы президента на применение ВСУ и других военных формирований для отпора вооруженной агрессии в Луганской и Донецкой областях. Напомним, ранее предусматривалось, что сначала президент издает соответствующий указ, а потом парламент его утверждает. Также в законе акцентируется внимание на том, что разрешается применять Вооруженные силы в мирное время, поэтому для их использования не требуется вводить военное положение. Кроме того, отмечается, что антитеррористическая операция может осуществляться параллельно и одновременно с отпором вооруженной агрессии. Важно отметить, что в редакции профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны предлагалось дать разрешение СБУ прослушивать телефоны и считывать информацию из социальных сетей всех граждан Украины в случае угрозы террористического акта или осуществления отпора российской вооруженной агрессии. Однако соответствующая правка была провалена в сессионном зале. Также было отменен судебный сбор для граждан Украины, когда те будут судиться с Россией для возмещения морального или материального ущерба.
Полный текст читайте здесь: https://daily.rbc.ua/rus/show/predlagaet-zakon-reintegratsii-donbassa-prinimali-1516341641.html
Рада, после 3,5 месяцев работы в комитетах, наконец приняла законопроект о реинтеграции Донбасса. До последнего в кулуарах парламента ходили слухи, что в тело проекта будет возвращена норма о важности соблюдения "Минских соглашений", но этого не произошло. Хотя еще в конце декабря прошлого года в Администрации президента уверяли РБК-Украина, что для президента Петра Порошенко важно, чтобы эта норма в законе была. Что заложено в финальной версии закона, который принято называть о "деоккупации" или "реинтеграции" оккупированных территорий и чем запомнился процесс голосования, читайте в материале РБК-Украина. Как и обещал спикер парламента Андрей Парубий, Рада приступила к рассмотрению законопроекта "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" (7163) 16 января - в первый день после возвращения депутатов с каникул. Рассмотрение вопроса затянулось на три дня. Поэтому принять документ удалось только 18 января. Поддержали документ 280 депутатов: "Блок Петра Порошенко" - 123, "Народный фронт" - 76, "Самопомич" - 22, Радикальная партия – 17, "Батькивщина" - 15, "Воля народа" - 10, "Видродження" - 1, внефракционных - 16. Что предлагается в законе? Проект преследует несколько основных целей. В частности, признает Россию оккупантом отдельных территорий Донецкой и Луганской областей, переводит на северного соседа ответственность за причиненный ущерб, расширяет полномочия по применению Вооруженных сил в мирное время, позволяет перейти от АТО к "вооруженному отпору" РФ, создает новую военную вертикаль для организации такого отпора, которая получает полномочия, похожие на те, которые предоставляются при введении военного положения, позволяет перемещать товары через линию разграничения (перечень последних должен определить Кабмин). Несмотря на требования оппозиционных фракций "Самопомочи", "Батькивщины", а также отдельных представителей президентской фракции, в частности, представителей крымско-татарского народа Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева, принять нормы, которые бы касались, не только оккупированных территорий Донбасса, но и Крыма и Севастополя, документ только формально вспоминает об оккупации Крыма Россией в преамбуле, и фактически не несет никакой законодательной нагрузки по поводу украинского полуострова. Не удалось депутатам и дожать коалицию, чтобы установить дату начала оккупации Донбасса. Предлагалось, чтобы такой датой числилось 20 февраля 2014 года, когда началась оккупация Крыма. В преамбуле документа есть лишь ссылка на закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", в котором упоминается 20 февраля как начало оккупации Крыма. Так называемые "ЛНР" и "ДНР" теперь определяются как оккупационная администрация Российской Федерации. Границы оккупированных территорий теперь будет устанавливать президент Украины на базе представления Минобороны по предложениям Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ). До принятия нового закона это делал парламент. Появляется и новое понятие - "границы зон безопасности". Это территории, прилегающие к району боевых действий. Однако определять их будет не президент, как с оккупированными территориями, а начальник Генерального штаба ВСУ по представлению командующего объединенных сил. В таких зонах безопасности будет действовать особый порядок, который будет предоставлять специальные полномочия органам сектора безопасности и обороны. Противодействие российской агрессии вместо "антитеррористической операции" теперь будет носить длинное и неудобное название "обеспечение национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях". Указы о начале и завершении таких действий будет выдавать президент. Устанавливать факт, что войска России выведены с территории Украины, также будет президент Украины на основании совместного представления министра обороны и министра внутренних дел. Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный государству, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам Украина перекладывает на Российскую Федерацию. Также Россия, как государство-оккупант, обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и создать необходимые условия для его жизнедеятельности. Украина не признает ни один документ, который был выдан оккупационной администрацией на Донбассе, кроме документов о рождении и смерти, а за физическими и юридическими лицами, которые получили статус внутренне перемещенных лиц или остались проживать на оккупированной территории, остаются все имущественные права. Лица, участвующие в вооруженной агрессии или привлеченные к участию в оккупационной администрации России, будут подпадать под уголовную ответственность. Стратегическое руководство работой органов сектора безопасности и обороны (ВСУ, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Управления государственной охраны, Государственной специальной службы транспорта, Министерства внутренних дел, Национальной полиции, военной прокуратуры) в зоне боевых действий и зонах безопасности будет осуществлять Генеральный штаб ВСУ. Руководство силами и средствами органов сектора безопасности и обороны будет осуществлять командующий объединенных сил, который назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба. Командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб ВСУ. Командующий объединенных сил может ограничивать въезд и выезд лиц с временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей в случае угрозы их жизни и здоровью. Разрешается также перемещения товаров на и с временно оккупированных территорий, однако только через контрольные пункты въезда-выезда. Такой порядок перемещения товаров должно установить правительство. В оппозиционных фракциях парламента это называют фактическим восстановлением торговли с оккупированными территориями, которая сейчас запрещена решением СНБО от февраля прошлого года. Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека. Так, к примеру, органам по обеспечению мероприятий национальной безопасности и обороны разрешается: - применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершившим правонарушения, которые препятствуют выполнению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны или из-за несанкционированного проникновения в район осуществления указанных мероприятий; задерживать и доставлять в Нацполицию таких лиц; - проверять документы, а в случае их отсутствия - задерживать людей; - осуществлять досмотр граждан, их вещей, транспортных средств; - временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; - проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам; - использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям. В случае, если вооруженная агрессия России будет выходить за пределы Крыма и ныне оккупированных Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать и использовать в любое время и на любой части территории Украины силы и средства органов сектора безопасности и обороны (ВСУ и других военных формирований). Следовательно, по этому закону Рада одобрила все потенциальные указы президента на применение ВСУ и других военных формирований для отпора вооруженной агрессии в Луганской и Донецкой областях. Напомним, ранее предусматривалось, что сначала президент издает соответствующий указ, а потом парламент его утверждает. Также в законе акцентируется внимание на том, что разрешается применять Вооруженные силы в мирное время, поэтому для их использования не требуется вводить военное положение. Кроме того, отмечается, что антитеррористическая операция может осуществляться параллельно и одновременно с отпором вооруженной агрессии. Важно отметить, что в редакции профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны предлагалось дать разрешение СБУ прослушивать телефоны и считывать информацию из социальных сетей всех граждан Украины в случае угрозы террористического акта или осуществления отпора российской вооруженной агрессии. Однако соответствующая правка была провалена в сессионном зале. Также было отменен судебный сбор для граждан Украины, когда те будут судиться с Россией для возмещения морального или материального ущерба.
Полный текст читайте здесь: https://daily.rbc.ua/rus/show/predlagaet-zakon-reintegratsii-donbassa-prinimali-1516341641.html
Рада, после 3,5 месяцев работы в комитетах, наконец приняла законопроект о реинтеграции Донбасса. До последнего в кулуарах парламента ходили слухи, что в тело проекта будет возвращена норма о важности соблюдения "Минских соглашений", но этого не произошло. Хотя еще в конце декабря прошлого года в Администрации президента уверяли РБК-Украина, что для президента Петра Порошенко важно, чтобы эта норма в законе была. Что заложено в финальной версии закона, который принято называть о "деоккупации" или "реинтеграции" оккупированных территорий и чем запомнился процесс голосования, читайте в материале РБК-Украина. Как и обещал спикер парламента Андрей Парубий, Рада приступила к рассмотрению законопроекта "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" (7163) 16 января - в первый день после возвращения депутатов с каникул. Рассмотрение вопроса затянулось на три дня. Поэтому принять документ удалось только 18 января. Поддержали документ 280 депутатов: "Блок Петра Порошенко" - 123, "Народный фронт" - 76, "Самопомич" - 22, Радикальная партия – 17, "Батькивщина" - 15, "Воля народа" - 10, "Видродження" - 1, внефракционных - 16. Что предлагается в законе? Проект преследует несколько основных целей. В частности, признает Россию оккупантом отдельных территорий Донецкой и Луганской областей, переводит на северного соседа ответственность за причиненный ущерб, расширяет полномочия по применению Вооруженных сил в мирное время, позволяет перейти от АТО к "вооруженному отпору" РФ, создает новую военную вертикаль для организации такого отпора, которая получает полномочия, похожие на те, которые предоставляются при введении военного положения, позволяет перемещать товары через линию разграничения (перечень последних должен определить Кабмин). Несмотря на требования оппозиционных фракций "Самопомочи", "Батькивщины", а также отдельных представителей президентской фракции, в частности, представителей крымско-татарского народа Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева, принять нормы, которые бы касались, не только оккупированных территорий Донбасса, но и Крыма и Севастополя, документ только формально вспоминает об оккупации Крыма Россией в преамбуле, и фактически не несет никакой законодательной нагрузки по поводу украинского полуострова. Не удалось депутатам и дожать коалицию, чтобы установить дату начала оккупации Донбасса. Предлагалось, чтобы такой датой числилось 20 февраля 2014 года, когда началась оккупация Крыма. В преамбуле документа есть лишь ссылка на закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины", в котором упоминается 20 февраля как начало оккупации Крыма. Так называемые "ЛНР" и "ДНР" теперь определяются как оккупационная администрация Российской Федерации. Границы оккупированных территорий теперь будет устанавливать президент Украины на базе представления Минобороны по предложениям Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ). До принятия нового закона это делал парламент. Появляется и новое понятие - "границы зон безопасности". Это территории, прилегающие к району боевых действий. Однако определять их будет не президент, как с оккупированными территориями, а начальник Генерального штаба ВСУ по представлению командующего объединенных сил. В таких зонах безопасности будет действовать особый порядок, который будет предоставлять специальные полномочия органам сектора безопасности и обороны. Противодействие российской агрессии вместо "антитеррористической операции" теперь будет носить длинное и неудобное название "обеспечение национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях". Указы о начале и завершении таких действий будет выдавать президент. Устанавливать факт, что войска России выведены с территории Украины, также будет президент Украины на основании совместного представления министра обороны и министра внутренних дел. Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный государству, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам Украина перекладывает на Российскую Федерацию. Также Россия, как государство-оккупант, обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и создать необходимые условия для его жизнедеятельности. Украина не признает ни один документ, который был выдан оккупационной администрацией на Донбассе, кроме документов о рождении и смерти, а за физическими и юридическими лицами, которые получили статус внутренне перемещенных лиц или остались проживать на оккупированной территории, остаются все имущественные права. Лица, участвующие в вооруженной агрессии или привлеченные к участию в оккупационной администрации России, будут подпадать под уголовную ответственность. Стратегическое руководство работой органов сектора безопасности и обороны (ВСУ, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Управления государственной охраны, Государственной специальной службы транспорта, Министерства внутренних дел, Национальной полиции, военной прокуратуры) в зоне боевых действий и зонах безопасности будет осуществлять Генеральный штаб ВСУ. Руководство силами и средствами органов сектора безопасности и обороны будет осуществлять командующий объединенных сил, который назначается президентом по представлению начальника Генерального штаба. Командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб ВСУ. Командующий объединенных сил может ограничивать въезд и выезд лиц с временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей в случае угрозы их жизни и здоровью. Разрешается также перемещения товаров на и с временно оккупированных территорий, однако только через контрольные пункты въезда-выезда. Такой порядок перемещения товаров должно установить правительство. В оппозиционных фракциях парламента это называют фактическим восстановлением торговли с оккупированными территориями, которая сейчас запрещена решением СНБО от февраля прошлого года. Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека. Так, к примеру, органам по обеспечению мероприятий национальной безопасности и обороны разрешается: - применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к лицам, совершившим правонарушения, которые препятствуют выполнению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны или из-за несанкционированного проникновения в район осуществления указанных мероприятий; задерживать и доставлять в Нацполицию таких лиц; - проверять документы, а в случае их отсутствия - задерживать людей; - осуществлять досмотр граждан, их вещей, транспортных средств; - временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; - проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам; - использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям. В случае, если вооруженная агрессия России будет выходить за пределы Крыма и ныне оккупированных Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать и использовать в любое время и на любой части территории Украины силы и средства органов сектора безопасности и обороны (ВСУ и других военных формирований). Следовательно, по этому закону Рада одобрила все потенциальные указы президента на применение ВСУ и других военных формирований для отпора вооруженной агрессии в Луганской и Донецкой областях. Напомним, ранее предусматривалось, что сначала президент издает соответствующий указ, а потом парламент его утверждает. Также в законе акцентируется внимание на том, что разрешается применять Вооруженные силы в мирное время, поэтому для их использования не требуется вводить военное положение. Кроме того, отмечается, что антитеррористическая операция может осуществляться параллельно и одновременно с отпором вооруженной агрессии. Важно отметить, что в редакции профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны предлагалось дать разрешение СБУ прослушивать телефоны и считывать информацию из социальных сетей всех граждан Украины в случае угрозы террористического акта или осуществления отпора российской вооруженной агрессии. Однако соответствующая правка была провалена в сессионном зале. Также было отменен судебный сбор для граждан Украины, когда те будут судиться с Россией для возмещения морального или материального ущерба.
Полный текст читайте здесь: https://daily.rbc.ua/rus/show/predlagaet-zakon-reintegratsii-donbassa-prinimali-1516341641.html