Цирк на дроте - только не в Европе
В Португалии запретили выступления диких животных в цирках. По новому закону владельцы цирков должны внести диких животных в специальный правительственный реестр. В дальнейшем их поселят в специальные приюты, имитирующие дикую природу — в Португалии или в других странах.
«Диким животным не место на арене, а люди должны уметь получать удовольствие, не мучая животных», — считают авторы закона.
Также владельцам цирков предусмотрена выплата компенсации за животных. Ее размер будет решаться индивидуально.
Локальные запреты введены в США, Австралии, Аргентине, Бразилии, Бельгии, Германии, Испании, Норвегии, Эстонии и пр.
Одним из первых государств, которое отказалось от животных в цирках, считается Австрия. Там ввели запрет на использование диких животных в цирках в 2002 году. Этому событию предшествовали годы борьбы защитников природы, судебных тяжб и преследований.
В Коста-Рике, помимо цирков, впервые в мировой практике ввели запрет на содержание в неволе дельфинов и китов. Кроме того, в Коста-Рике действуют строгие нормы для компаний и частных лиц, которые проводят научные исследования, наблюдение за китообразными с воздуха разрешено в научных целях и для киносъемок.
В Индии не только запрещены развлечения с животными, но и было принято решение отпустить на свободу в национальные парки и заповедники всех слонов из зоопарков и цирков. Произошло это в 2009 году.
Украина вот уже третий год подряд также пытается отойти от практики эксплуатации животных или же значительно сократить их участие в цирковых представлениях. С 2016-го этот вопрос на разных уровнях поднимает гуманистическое движение UAnimals — собирают митинги по всей стране, подключают к борьбе знаменитостей, пишут петиции, ведут активные переговоры с органами власти и пр.
В конечном итоге в ряде городов (Киеве, Днепре, Ивано-Франковске, Черкассах и др.) на передвижные цирки с животными был введен запрет местными властями.
Однако в национальном законодательстве до сих пор нет нормы о запрете эксплуатации животных в цирках, хотя в Верховной Раде было зарегистрировано несколько законопроектов, касающихся этой тематики.
Демонстрация дрессированных животных издавна привлекала внимание публики, а начиная с XIX века, она стала неотъемлемой частью циркового представления, неизменно вызывая бурную реакцию зрителей. И действительно, как забавны танцующие медведи, как уморительны пародирующие людей обезьяны… Каких животных только не увидишь в цирке. Нужно отметить, что немалая часть всемирной славы цирка принадлежит именно дрессировщикам. Сегодня родители приводят в цирк детей для того, чтобы познакомить их с миром животных, в том числе и диких, научить гуманности и бережному отношению к природе. Но возможно ли это?
Основа дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного. Этого мнения придерживается в т.ч. директор ветеринарного госпиталя (ООО «Ветеринарная медицина»), заслуженный ветврач Е.Г. Сибгатулин.
Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением советского цирка. Должен заметить, что в советское время к животным относились более безжалостно, чем в настоящее. Никакой организации по защите животных не было. Зверей дрессировщику покупало государство, что позволяло артисту не церемониться с трудно поддающимся дрессировке зверем. Таких попросту усыпляли, хотя это были молодые физически здоровые особи. Сегодня большинство профессиональных дрессировщиков бережнее относятся к своим питомцам, т.к. восполнять группу им приходится за свои деньги.
Жестокие методы дрессировки – лишь один аспект антигуманности жанра дрессуры. Не меньшие страдания животным причиняют плохие условия их содержания в цирках.
Цирк отнимает у животных всяческое достоинство и естественную красоту, превращает их в тюремных заключённых. Только в отличие от мира людей, где за решёткой должны сидеть преступники, четвероногие оказываются в заточении без какой-либо вины. Для многих директоров цирков забота об условиях содержания четвероногих артистов на последнем месте. Помещения, где они находятся, конюшни ремонтируются в последнюю очередь и, как правило, не в той мере, какая требуется для их комфортного существования.
Животные страдают оттого, что оказываются запертыми в теснейшие клетки, не всегда хорошо убираемые. У них отняты практически все возможности двигаться. Клетки далеко не всегда оборудованы должным образом. Животным не хватает практически всего, в чём они нуждаются в естественных условиях (например, для обезьян, которые живут на деревьях, - это возможность лазить, для белых медведей и бегемотов - это возможность принимать ванны). Слонов держат на коротких цепях, деревья для чесания, грязевые и водные бассейны, необходимые для ухода за кожей, почти всегда отсутствуют. Эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад.
Цирки с животными – пережиток прошлого, уходящий корнями в Древний Рим, «славный» гладиаторскими боями, массовыми затравливаниями животных и людей на аренах на потеху кровожадной толпе. Удивительно, но ещё и сегодня можно заметить, что если дрессировщик работает в спокойной манере, то зрители воспринимают номер неактивно, порой равнодушно. Но стоит только артисту спровоцировать агрессивность хищника, заставить животное проявить характер, - зал взрывается аплодисментами. И в этом случае дрессировщик потакает кровожадным вкусам этой самой публики, что, опять-таки, не способствует её моральному воспитанию. Не странно ли то, что в новое тысячелетие мы въехали с караваном цирков-шапито и зооцирков, жестоко эксплуатирующих диких животных для представлений? Ведь со времён, когда развивались и процветали кровожадные виды увеселений, моральные ценности изменились. Неужели наше мировосприятие и уровень мышления остались такими же жестокими в отношении братьев наших меньших?
Наблюдая за цирковыми представлениями с участием диких животных, мы становимся свидетелями их безмолвного страдания. И если мы спокойно можем это созерцать – значит, мы уже соучастники, поскольку ничего не предпринимаем для прекращения издевательства над животными. Такое соучастие вредит моральному здоровью нации. Наша задача решения проблемы дрессуры в цирке заключается в том, чтобы поставить сознательную часть общества перед выбором нужно ли нам зрелище, полученное ценой жестокого обращения с животными. Если не будет спроса на жестокость – не будет и предложения. От этого выиграют и животные, и люди. Чем больше в нашей жизни будет доброты, тем меньше в ней будет зла.
журнал "Вокруг света"