Средневековье на украинской таможне, или Как на самом деле можно побороть контрабанду
И тянут они к этому "органу" загребущие ручки буквально со всех щелей, как "вийская" нечисть к Хоме Бруту и даже свят-круг не помогает… Еще бы не тянуть: на кону стоит суммарный ежегодный кэш-фло в размере до 400 млрд грн.
Буквально на днях информационное пространство взорвала новость о том, что правительство в целом и МВД в частности решили навести порядок на украинской таможне. Просидев в своих креслах несколько лет, а некоторые из чиновников и поболе – с 2014-го, они вдруг обнаружили, что на "таможне берут добро". И решили "наступить" на некий час Х. Видимо, их подчиненным надоело наблюдать, как самый большой в стране финансовый поток растекается по различным группам влияния, и они решили провести консолидацию оного: "Хлопцы недовольны мной. Какой ты, говорят, атаман, ежели у тебя нету золотого запасу? Батька! Гроши!!!". Хотя все это было подано под пикантным соусом борьбы "за все хорошее, против всего плохого". Причем в порыве вдохновения высшие чиновники явно перегнули "пиар-палку", поведав всему миру о том, как буквально на второй день после анонсирования "крестового таможенного похода" некие "редиски" начали проверку "растаможки" мерседеса жены ("дай бог не последнего") самого премьера, в связи с чем явно не хватало рекламной заставки с эпизодом из "Формулы любви": "Такова судьба. Будем страдать. Страданиями душа совершенствуется … одни радости вкушать недостойно".
По задумке авторов, введение на таможню подразделений полиции должно придать новый инвестиционный шарм отечественному фискальному сервису. Осталось только разместить на таможенных постах бронетехнику, усилить кинологические патрули и поднять в воздух вертолеты, по случаю закупленные во Франции. Хотя пока они в пути, достаточно и просто штурмовую авиацию. Можно перебросить опытные силы Нацгвардии, которые уже победили "бурштыновую" мафию, благо западная граница рядом. На самом деле Украина уже потеряла более 70% своего транзитного потенциала: страна-хаб постепенно превратилась в страну-тупик, куда все меньше идут поезда, корабли и грузовые автомобили. Потенциально мы могли зарабатывать миллиарды долларов на логистике азиатских и прежде всего китайских товаров на рынок ЕС. Но вместо нас свободные экономические зоны с Китаем, мультимодальные логистические центры создает Беларусь, которая изначально имела менее привлекательные транзитные параметры, не говоря уже о том, что ЗСТ с ЕС заключила не она, а именно наша страна. Как показывает практика, естественные конкурентные преимущества очень легко нивелируются нижайшим уровнем государственного менеджмента и одновременно высочайшим уровнем коррупции.
По итогам прошлого года, по данным НБУ, через таможню прошли товарные потоки по импорту на 49 млрд долл. и 39,7 млрд долл. по экспорту. Отрицательное торговое сальдо составило более 9 млрд долл. Но это лишь верхушка айсберга.
Что касается импорта из ЕС, то здесь "официал" составил 27 млрд долл., а расхождения с данными Евростата – 6,7 млрд долл. или 25%. Самый высокий уровень расхождения был зафиксирован с Китаем, что неудивительно, учитывая количество китайского ширпотреба, продаваемого на различных "километрах" и "хитрых" рынках: официальные поставки на 6,3 млрд, а отклонение на 2,9 млрд долл. или 46%! Высокий уровень расхождений и с США: 2,6 млрд долл. против 0,42 млрд соответственно или 16%.
Всего в 2011 году было поставлено товаров на 71 млрд долл., при этом суммарный показатель статистических отклонений с данными иностранной статистики составил почти 14 млрд долл. или более 19%. Запомним эти цифры, ведь 2011-й год был модельным по схемам.
Учитывая параметры прошлого, 2017 года, размер отклонений фактического импорта от официального, чисто гипотетически, может составить до 12 млрд долл. Из них в бюджет в виде налогов в таком случае не поступило примерно 2 млрд долл. Кроме того, на 12 млрд долл. при таких раскладах следует увеличить и наше отрицательное торговое сальдо. Но через таможню проходит не только неучтенный импорт, но и фиктивный/неучтенный экспорт. Фиктивный экспорт – это когда сумма товарных поставок завышается с целью получить дополнительные суммы возмещения НДС (20% от завышенной суммы). Это происходит, когда ФПГ имеет эффективную модель оптимизации налогообложения и не боится отражать завышенные доходы. Кстати, в Украине нет привязки права на возмещение НДС к факту завода в страну экспортной выручки, то есть можно рисовать любые суммы экспорта (как снять их с экспортного контроля без завода живых денег, наши "технологи" в курсе) и получать сотни миллионов гривен возмещения НДС, при этом никто не проверит, действительно ли эта выручка вернулась в страну. Попытки вашего покорного слуги предложить некоторым депутатам, которые на эфирах рвут рубахи до пупа в порыве ненависти к коррупции, увязать факт возмещения НДС экспортерам с датой возврата экспортной выручки в страну, вызвали легкое подрагивание лицевого нерва у слуг народа. Что касается неучтенного экспорта, то он фиксируется в операциях ФПГ, которые часть валютной выручки аккумулируют на иностранных контролируемых компаниях: в Украине их фирмы почти банкроты, зато зарубежные торговые дома, размещенные в офшорных зонах, декларируют доходы на сотни миллионов за счет получения до 30% неучтенной в Украине торговой выручки. Но есть и еще один неучтенный экспорт – это когда экспортируется подакцизный товар, большей частью сигареты и запрещенное к вывозу сырье (лес-кругляк). Как известно, с 1 января 2017 экспорт из Украины леса-кругляка запрещен. По данным нашего Госстата, так оно и есть: если в 2016-м в ЕС было ввезено 840 тыс. тонн леса-кругляка, то в прошлом году – лишь несколько тысяч тонн. Но по данным Евростата, в 2017-м импорт леса-кругляка из Украины не приостанавливался и составил 477 тысяч тонн, а в 2016-м его поставки были значительно выше задекларированных нашими таможенными органами – 1,3 млн тонн против упомянутых выше 840 тысяч. Что касается сигарет, то после установки на белорусской таможне новых программных модулей обработки информации, выяснилось, что разница в показателях поставок сигарет в 2013-2014 годах составила почти 53 млн долл.
Что касается схем по импорту, то мы уже писали о так называемом "схемном пересорте" или "импортных скрутках". Некий импортер завозит в страну импортный товар, который пользуется активным спросом, например, строительные материалы, сантехнику, электрику, одежду, обувь, фрукты, овощи, рыбопродукты, мясо, косметику и т. д. Большая часть этого товара продается на рынках и "серых" торговых точках за наличные средства. При ввозе партии импортного товара импортер обязан уплатить налог на добавленную стоимость в размере 20% от задекларированной стоимости. Например, некая компания завезла в Одесскую область турецкие фрукты на сумму 60 млн грн, заплатив на таможне 10 млн НДС и получив в соответствие с нормами действующего законодательства право на выписку в пользу своих контрагентов налоговых накладных на сумму уплаченного НДС, то есть 10 млн грн. Физически товар поступил на черный рынок, где и был реализован за наличные средства. В сухом профите у фирмы осталось: 60 млн грн нала (и это только в части возврата себестоимости товара), номинальный товар, не списанный с баланса (продажа ведь прошла неофициально), и право на выписку налоговых накладных контрагентам на сумму 10 млн грн. Чтобы использовать все эти ингредиенты, компания-импортер находит компанию, которая хотела бы получить право на налоговый кредит на сумму 10 млн грн. Реальное движение товара не происходит, все оформляется с помощью фиктивных актов приемки-передачи или товарно-транспортных накладных. Продается не товар, а официальные документы на него. Зато покупатель получает право сформировать налоговый кредит по НДС на 10 млн грн и уменьшить на эту сумму свои налоговые обязательства перед бюджетом. Теперь дело за расчетами. Контрагент перечисляет импортеру 60 млн грн по фиктивному договору, а импортер передает контрагенту 60 млн грн наличных (минус комиссионные).
В 2012 году в 55-ю статью Таможенного кодекса внесли известные в узких кругах поправки. Законодательные изменения проводились под флагом борьбы с бюрократией и под девизом защиты легального бизнеса. Была задекларирована следующая проблема: очень часто цена товара, которая декларировалась компанией-импортером, существенно отличалась от той, которую выставляли инспекторы при прохождении таможенного досмотра. Импортеры, естественно, пытались ее занизить, ведь от ценовой базы рассчитываются суммы таможенных пошлин и налог на добавленную стоимость. Отныне импортер, который не согласился с решением таможенных органов, мог внести депозит, который покрывал фискальные требования, забрать товар и пустить его в торговый оборот на территории Украины на вполне законных основаниях, попутно доказывая свою правоту в суде. И если суд признавал, что требования таможенных органов относительно увеличения оценки таможенной стоимости товаров были необоснованны, импортер получал часть своего депозита (за минусом выплаты налоговых обязательств исходя из задекларированной им стоимости товаров). Вроде бы цивилизованная модель взаимодействия таможни и бизнеса в нашей практике превратилась в очередной лаз для наводнения страны "серым" импортом. Выглядела эта схема следующим образом: компания-импортер декларировала таможенную стоимость товара, таможенники не соглашались, предприниматель вносил гарантийный депозит на увеличенную сумму обязательств и забирал свой товар, параллельно запуская дело в "прикормленном" суде, который как на конвейере выносил соответствующие решения в пользу "нужных" компаний и подтверждал обоснованность заниженной цены. После этого импортер с судебным решением на руках погашал свои обязательства по налогам и пошлинам исходя из цены, например, 0,5 долл. за кило обуви, и на законных основаниях забирал оставшуюся часть своего депозита, который учитывался на таможне.
Существуют свои схемы и при экспорте сигарет в ЕС, когда на украинской границе декларируется один объем, а на венгерской – уже совершенно иной, "благо" венгерские таможенники не уполномочены проверять наши акцизные марки. В этой связи вызывает лишь умиление комментарий одного "западного" губернатора относительно того, в каких местах проносят контрабандные сигареты и что много туда не засунешь, даже при активной сторонней помощи. К его удивлению, можно лишь ответить: "фурами, батенька, фурами…".
Проблему фиктивного импорта/экспорта можно было решить не только упомянутыми выше законодательными изменениями, но и простым, но весьма эффективным способом: внесением в контракты с главами региональных таможен пункта о том, что если по итогам месяца данные по импорту/экспорту, отраженные в украинской статистике, отличаются более чем на 1% от данных страны – торгового партнера, данный чиновник с позором и волчьим билетом увольняется с занимаемой должности. Вот только нужны ли нынешней власти такие простые, эффективные и главное не показушные методы борьбы? Бороться с коррупцией нужно сидя за монитором компьютера, как это делают в рамках таможенного соглашения ЕС, где большая часть документов оформляется в электронном виде, а взаимодействие таможенного инспектора и предпринимателя осуществляется дистанционно. В той же Беларуси запускается инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) Брестской таможни в районе парка "Заречица" станции Брест-Северный, построенный в рамках межправительственного соглашения Республики Беларусь и КНР. Комплекс стоимостью 5,5 млн долл. представляет собой целую сеть инфраструктурных и логистических комплексов, а также сканирующий туннель, который оснащен технологией быстрого таможенного контроля и скоростной самоадаптации, простыми словами, он может просвечивать грузы в движении, не останавливая товарные составы, и выявляя, например, блоки сигарет в пиломатериалах.
У нас же правит бал дикое средневековье, с "черными таможенными сотнями", копами, получающими доступ к автоматизированной системе таможенного оформления, и политическим диалогом в стиле: "Верещагин! Уходи на … с баркаса! Сейчас подойдем поближе, Фёдор Иванович".
Источник: 112.ua