Султанат XXI века: Чего ждать от Турции с "обновленным" Эрдоганом

За него проголосовали 52,5% избирателей, пришедших на участки. Оппозиционный кандидат, лидер парламентской фракции "Республиканской народной партии", кемалист Мухаррем Индже потерпел поражение и набрал 30,6% голосов. Остальные кандидаты на пост президента набрали менее 10% голосов. По итогамвсеобщих выборов парламентское большинство (344 места) получила коалиция ("Народный альянс") президентской умеренно-исламистской "Партии справедливости и развития" и ультраправой "Партии националистического движения" Девлета Бахчели. Сохранение власти в руках Эрдогана и его партии означает дальнейшее укрепление авторитарных тенденций в турецком обществе и продолжение борьбы Анкары за региональное лидерство на Ближнем Востоке. В то же время победа на всеобщих выборах далась Эрдогану нелегко и удержать ее будет непросто.

Турция превратилась в султанат

Прелюдией досрочных выборов в Турции был конституционный референдум в апреле прошлого года, на котором чуть более половины турецких граждан поддержали проект новой конституции, предполагающей отход от парламентской республики и превращение Турции в суперпрезидентскую республику. Принятые на референдуме изменения должны были вступить в силу сразу после выборов. Недаром Эрдоган поторопился и принял решение провести президентские и парламентские выборы досрочно, на 1,5 года ранее положенного срока. Теперь турецкий президент располагает широкими властными полномочиями: он может лично назначать министров, вице-президентов, издавать указы, имеющие силу закона, не обязан отчитываться перед парламентом. Президентский срок составляет 5 лет с правом переизбрания. Период нахождения Эрдогана на должности президента с 2014 г. не учитывается, и теперь у него есть фора править Турцией еще 10 лет, если, конечно, его изберут на "второй срок".

В Турции упраздняется должность премьер-министра, и правой рукой главы государства станет вице-президент. Президент имеет право распускать парламент, отклонять законопроекты, объявлять чрезвычайное положение. Парламент сохраняет за собой право самороспуска и объявления импичмента президенту, если за это проголосуют 2/3 депутатов. В случае самороспуска парламента будут проводиться досрочные выборы. Если президент распускает парламент, то проводятся новые всеобщие выборы. Фактически Турция превращается в самый настоящий султанат времен Османской империи. Сочетать полномочия в сфере исполнительной и законодательной власти мог турецкий султан, что присуще тюркско-монгольской традиции власти. Похоже, Эрдоган решил вернуться к управленческим подходам Средневековья.

Президент усиливает контроль над судебной властью. Сокращается количество представителей Верховной палаты судей и прокуроров Турции с 22 до 13 членов. Из них пятерых назначает президент, а остальных выбирает парламент. Поскольку Эрдоган будет назначать министра юстиции, который возглавляет Совет судей и прокуроров, то, соответственно, судебная власть окажется в руках человека президента. Эрдоган сможет продолжать беспрепятственно проводить репрессии против своих оппонентов. По данным Human Rights Watch, после неудачной попытки военного переворота в Турции в июле 2016 г. турецкие власти уволили или отстранили от выполнения служебных обязанностей свыше 100 тыс. госслужащих и бюджетников. Были уволены 28 тыс. учителей, подозреваемых в связях с оппозиционным проповедником Фетхуллахом Гюленом (в эмиграции в США), которого президент подозревает в организации переворота. Без веских доказательств в совершении преступлений были отправлены за решетку 2,2 тыс. турецких судей и прокуроров. Маховик репрессий продолжит раскачиваться, и под прессингом умеренных исламистов могут оказаться любые представители оппозиции. Продолжится ограничение свободы слова. Достаточно обратить внимание, что за время действия чрезвычайного положения в Турции, которое неоднократно продлевалось каждые три месяца с 2016 г., были закрыты свыше 160 медиаресурсов, арестованы 144 журналиста, приостановлена деятельность 370 неправительственных правозащитных организаций.

Имея широкие полномочия, Эрдоган намерен усилить контроль государства над экономикой под предлогом необходимости повышения эффективности монетарной политики. Не исключено, что Эрдоган и его ближайшее окружение будут использовать свои полномочия для участия в коррупционных схемах. По мнению турецко-иранского бизнесмена Резы Зарраба, бывший министр экономики Турции Зафер Каглаян получил взятку в размере 70 млн долл. для содействия в отмывании иранских нефтедолларов в обход международных санкций под ширмой нелегального фонда. В конце прошлого года с подачи оппозиционной "Республиканской народной партии" муссировалась информация о том, что приближенные Эрдогана перевели в офшоры 15 млн. долл.

Борьба за региональное лидерство

Вряд ли Эрдоган будет кардинально менять внешнеполитический курс. Вероятно, он продолжит добиваться регионального лидерства Турции на Ближнем Востоке. До окончания Первой мировой войны значительная часть региона находилась под властью падишахов. Турция продолжит выходить из фарватера внешней политики Вашингтона и позиционировать себя в качестве самодостаточного центра силы, альтернативного альянсу США, Израиля и Саудовской Аравии, а также блоку России, Ирана и режима президента Сирии Башара Асада, которого не поддерживает Эрдоган. Анкара пытается расколоть альянс США с мусульманскими странами в рамках антитеррористической коалиции, значение которой несколько поубавилось после разгрома основных сил ИГИЛ в Сирии и Иране. Используя негативную реакцию в мусульманском мире на признание президентом США Дональдом Трампом Иерусалима столицей Израиля, Эрдоган стремиться консолидировать вокруг Турции ближневосточные страны. Турецкий политический обозреватель Акиф Идиз допускает возможность создания Турцией собственной коалиции в Сирии из мусульманских стран для борьбы с исламистскими организациями, остатками ИГИЛ и курдскими вооруженными формированиями.

Сохранение Эрдогана у власти в Турции создает определенные неудобства для США. Эрдоган считает, что деятельность США в Сирии несет угрозу для безопасности его страны, поскольку они спонсируют вооруженные формирования курдов. Турецкий президент выступает против создания пограничных сил безопасности из числа местных курдов. Эрдоган продолжит проводить военную операцию против курдских сепаратистов из террористической организации "Рабочая партия Курдистана" на юге Турции и против "Сирийских демократических сил" на севере Сирии, спонсировать сирийских туркоманов.

 

  • Эрдоган ставит под удар отношения Турции и США по линии НАТО. Он начал сотрудничать с Россией в военно-политической сфере несмотря на членство Турции в НАТО. В декабре прошлого года Россия и Турция подписали кредитное соглашение о поставке двух батарей зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400 в 2019-20 гг., которые выходят за рамки стандартов НАТО. Также он выразил заинтересованность в разработке вместе с россиянами ЗРК С-500. В мае министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил о том, что рассматривается возможность закрытия американской авиабазы Инджирлик, где расположены 2,5 тыс. американских военных. На территории Турции находится 15 военных объектов США и НАТО. От дальнейшего ухудшения отношений с НАТО в большей степени пострадает Турция, которая зависима от поставок американского и европейского оружия. Львиная доля парка танков и бронетехники Турции представлены техникой американского и немецкого производства, эксплуатация которых требует периодического ремонта и замены комплектующих, модернизации. США уже отказались поставлять в Турцию передовые истребители-бомбардировщики F-35 пятого поколения в ответ на сделку с РФ о поставке ЗРК С-400.
Вряд ли, пока Эрдоган находится у власти, прояснятся перспективы евроинтеграции Турции. Евросоюз не рассматривает возможность членства Турции в ЕС. Несмотря на то что Эрдоган намерен работать над этим вопросом, последний совместный саммит Турция – ЕС не принес конкретных решений по этому вопросу. Европейцы не поддерживают усиление авторитарных тенденций в Турции и преследование сторонников Гюлена, журналистов, систематическое продление чрезвычайного положения. Не заинтересованы в Брюсселе, чтобы из Турции хлынули толпы трудовых мигрантов в условиях миграционного кризиса, который переживает Европа. Несмотря на проблемные вопросы, ЕС и Турция продолжают сотрудничать в сфере урегулирования миграционного кризиса. На территории Турции размещены 3,5 млн беженцев, а президент Совета ЕС Дональд Туск пообещал выделить турецким властям 3 млрд евро на их содержание. Евросоюз остается ключевым торгово-экономическим партнером Турции. В 2017 г. товарооборот Турции и ЕС составил 154,25 млрд евро. Объемы торговли Турции с Китаем (23,4 млрд долл.), Россией (19,5 млрд долл.) гораздо скромнее. У Запада есть серьезный экономический рычаг давления на Турцию.

Сложная победа Эрдогана

Несмотря на то что Эрдоган заявил о победе на всеобщих выборах до окончательного подсчета голосов, на сей раз она далась ему нелегко. Основное внимание турецкие СМИ акцентировали на том, что Эрдоган переизбран на пост президента, но почему-то они не сильно распространяются, что результаты парламентских выборов были менее приемлемыми для его "Партии справедливости и развития". По итогам выборов президентская партия потеряла 22 места в парламенте. "Партия справедливости и развития" получила 295 мест при необходимом минимуме в 301 место для того, чтобы сформировать парламентское большинство. Если бы не коалиционное соглашение с "Партией националистического движения", Турцию мог ждать подвешенный парламент, в котором ни одна партия не сформировала большинство.

Оппозиционный "Альянс нации" ("Республиканская народная партия", "Хорошая партия", "Партия счастья") потерпел поражение на выборах и занял всего 189 мест из-за того, что умеренно-исламистская "Партия счастья" не прошла в парламент. Эрдоган перенял часть лозунгов оппозиции, включая намерение отменить чрезвычайное положение. Также Эрдогана поддерживает значительное количество турецких трудовых мигрантов в ЕС. Все же оппозиционные партии смогли увеличить количество мест в парламенте. Наиболее результативным было участие в выборах новой "Хорошей партии" Мераль Ашкенер, которая получила 43 места в парламенте. В турецком обществе постепенно растет популярность светских партий, которые не разделают подходов Эрдогана в сфере внутренней политики и выступают за сокращение влияния ислама на политическую жизнь страны.

Возможно, их популярность будет расти по мере ухудшения экономической ситуации в Турции. Прогрессирует инфляция. С 2015 г. турецкая лира обесценилась на 40% по отношению к доллару. В этом году падение лиры достигло рекордно низкой отметки за последние 8 лет. Это негативным образом отразится на турецком бизнесе, особенно на мелких фирмах, чья совокупная задолженность в иностранной валюте составляет 211 млрд долл. В декабре прошлого года кредитные ставки в Турции были увеличены с 12,25% до 12,75%. Дырой госбюджета Турции являются военные операции против курдских вооруженных формирований в Сирии и Ираке. Турция вместе с Венесуэлой и Аргентиной находятся в списке стран с высоким риском дефолта.

Слабым местом Эрдогана является то, что добившись расширения своих полномочий, он увеличил груз ответственности, который ему придется нести. Любое недовольство ситуацией в стране будет выливаться в критику, и общественное недовольство теперь будет направлено против президента. Увеличение присутствия оппозиции в парламенте говорит о том, что кредит доверия в турецком обществе по отношению к Эрдогану и умеренным исламистам постепенно истощается. В таких условиях в турецком парламенте могут зреть конфликты. "Партия националистического движения", которая пошла на альянс с Эрдоганом из тактических соображений, является сторонником светского государства и более близка к кемалистам. Ранее их лидер Бахчели жестко критиковал Эрдогана. Роспуск парламента повлечет за собой досрочные выборы.

Источник: 112.ua