Сырьевое клеймо: Почему Украина стала бедной и как этого можно было избежать

У нас нет ни финансового механизма по проведению независимой промышленной политики, ни рычагов по курсовой поддержке национальной валюты – гривны, ни достаточной подушки безопасности по минимизации внешних кризисных явлений.

Ресурсное проклятие – именно так называют состояние стран, которые, понадеявшись на богатые недра или пользующиеся спросом монотовары, утратили тонус национальной экономики и в результате оказались у разбитого корыта, как известная старуха из сказки Пушкина. В свое время и Украину называли "восточноевропейским тигром". К сожалению, некоторые лидеры нашей страны, не удовольствовавшись статусом "столбовой дворянки", решили поиграть в геополитику. Холодный душ, щедро пролившийся на Украину, вместе с состоянием бодрящей свежести принес и неутешительные вести: сырьевое проклятие в нашей экономике действует как в никакой другой стране мира. И ни один карпатский мольфар не сможет от него избавить, если, конечно, мы сами не захотим этого сделать, ведь стоять под холодным душем, оно, конечно, бодрит, но уже так хочется, чтобы "тепленькая пошла".

Немного предыстории или начнем с дефиниций. Вопрос первый: кто виноват?

Сырьевое проклятие характерно для стран, которые специализируются на добыче полезных ископаемых, например нефти, производстве промежуточных товаров, например сельскохозяйственных, выпуске монопродуктов, например металла. Если при власти в стране находятся люди с "царем в голове", то они должны понимать, что: а) природные ресурсы рано или поздно закончатся; б) цены на сырье подвержены цикличным колебаниям и резко снижаются в периоды мировых кризисов; в) ставка на производство монотоваров, исходя из местных абсолютных конкурентных преимуществ, может принести рост благосостояния на среднесрочном интервале, но обречена на поражение в долгосрочном временном горизонте.

Норвежский экономист Эрик Райнерт в своей книге "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными" убедительно показал, что так называемый порочный круг бедности или онтологический круг зла обрекает некоторые страны с колоссальными стартовыми возможностями на постоянное оседание по "кольцам бедности" на дно жизненного колодца. Основная причина: ориентация на монопроизводство с убывающей отдачей и неправильное применение теории сравнительных преимуществ. Эта теория была сформулирована еще в XIX веке английским экономистом Давидом Рикардо и говорит о том, что торговля выгодна не только в случае ее базирования на абсолютных преимуществах, но и на использовании относительных. Применительно к Украине этот капкан бедности выглядит следующим образом: раз у нас благоприятные условия для сельского хозяйства, то у нас есть абсолютные преимущества в этой отрасли по сравнению с другими странами, поэтому мы будет концентрироваться на производстве кукурузы, зерна и подсолнечного масла, то есть сырьевых монотоварах с убывающей отдачей. Но в отличие от товаров с высоким уровнем добавочной стоимости, на выпуске продукции сельского хозяйства нельзя получить эффект от масштаба. Так, при производстве легковых автомобилей увеличение объемов производства приведет к уменьшению издержек, а в аграрном секторе и добыче полезных ископаемых наоборот: каждая дополнительная тонна пшеницы или новая тонна добытой руды требует все новых затрат: плодородные почвы исчерпываются, запасы истощаются. Кроме того, наш металлургический комплекс долгое время развивался с помощью абсолютных конкурентных преимуществ: дешевого российского газа, за который приходилось расплачиваться политическими уступками, и дотаций со стороны государства. В результате мы получили экономику, в которой развивались лишь те отрасли, которые либо имели абсолютные преимущества на мировом рынке, либо опирались на производство аграрных монотоваров и сырья с убывающей отдачей. Отрасли с возрастающей отдачей, которые могли базироваться на использовании относительных преимуществ, например, переработка, производство товаров народного потребления, машиностроение и так далее, практически не развивались.

К чему могут привести дисбалансы в развитии, подобные нашим? До 1960 года экономика Сомали опережала качественные параметры Южной Кореи. Но последняя благодаря ставке, сделанной на развитие творческой и инновационной экономики (правда, перед этим была реализована независимая промышленная политика), сумела вырваться из порочного круга абсолютных и относительных преимуществ в виде дешевой рабочей силы и ставки на сельское хозяйство, а Сомали продолжает их поиск в таком увлекательном занятии, как "ловля" чужих танкеров.

Украина должна понимать, что ориентация на дешевую рабочую силу, о которой так увлекательно рассказывал в Индонезии наш президент, а также опора на сырье, металл и аграрную продукцию, – это, по сути, поиск конкурентных преимуществ в собственной отсталости.

Чтобы вырваться из этого капкана бедности, государство должно доходы, получаемые в сырьевых отраслях с убывающей отдачей, направлять на развитие отраслей с возрастающей отдачей, например, доходы аграрного сектора направлять в переработку и пищевую промышленность, а доходы от продажи металла – в сектор машиностроения.

К сожалению, приток "легких" денег в тучные года (2000-2008), а также колоссальный уровень коррупции полностью лишили нашу страну резистентности к внешним ценовым шокам на мировых рынках и дважды обрушили Украину в омут системного кризиса: в 2008-2009 и 2014-2015 годах. Кстати, низкое качество государственного управления и высокий уровень коррупции – неизменные спутники "сырьевого проклятия", ведь сырьевая рента так удобна в плане ее изъятия из оборотных средств экономики для вскармливания доморощенных финансово-промышленных групп и коррупционных кланов. Не умаляя степени влияния войны и закрытия рынков Таможенного союза на состояние нашей экономики, заметим, что Украина по-прежнему, как вагончик в американских горках, привязана к динамике цен на мировых сырьевых рынках. В этих условиях наш рост будет сопряжен с ростом на сырье в мире, а падение будет столь же стремительным, как и будущий обвал (а он обязательно произойдет, ведь мировые экономические циклы еще никто не отменял). Роль правительства при такой модели управления страной сводится к простому перераспределению финансовых потоков между 5-10 "семьями": на место министра можно с успехом посадить и обычную обезьяну, результат будет тот же (а может и лучше): экономика все равно вырастет в следующем году на положенные ей 2-3%.

Опора на сырье привела к тому, что украинская гривна уже долгие годы больна "голландской болезнью", которую еще называют "эффектом Гронингена". Открытие в 1959 году Гронингенского месторождения в Нидерландах привело к краткосрочному замещению газовыми доходами развития иных, более трудоемких отраслей экономики. В результате – застой, безработица и обвал национальной валюты на фоне падения мировых цен на углеводороды. Долгое время курсовая стабильность гривны "покупалась" не эффективностью нашей экономики и ее инвестиционной привлекательностью, а ростом экспортной выручки от продажи сырья, металла и аграрной продукции.

Как это болезнь сказалась на состоянии здоровья украинской экономики, можно увидеть в результате применения так называемой теоремы Рыбчинского (экономист США). Как гласит эта теорема, в случае появления возрастающего фактора производства интенсивно будут развиваться те отрасли экономики, где этот фактор является преобладающим. В Украине в прошлые годы таким фактором был дешевый природный газ, который выпестовал несколько крупных ФПГ. На данный момент такими факторами являются: возмещение налога на добавленную стоимость экспортерам; дешевая арендная плата за использование землей сельскохозяйственного назначения; регулируемые государством тарифы. За январь-август текущего года сумма возмещения НДС экспортерам составила порядка 77 млрд грн и по итогам года превысит 100 млрд грн. То есть, по сути, вся экономика работает на то, чтобы собрать в пользу 10 крупнейших финансово-промышленных групп дополнительные оборотные средства в размере более 3 млрд евро. При этом в Украине самая низкая в Европе арендная плата за использование земель сельскохозяйственного назначения: порядка 30-40 долл. за гектар пашни. 

В результате, следуя "теореме Рыбчинского", в Украине могут развиваться лишь отрасли, нацеленные на экспорт сырья. Именно эти сегменты экономики оттягивают на себя основной общественный ресурс и человеческий капитал. На производства с высоким уровнем добавочной стоимости "одеяла" уже не хватает. В этой модели нет места отраслям, обеспечивающим потребности внутреннего рынка, они просто не могут выдержать конкуренцию за ресурсы с "факторными" направлениями развития. Нет в ней места и сложному машиностроению, не говоря уже об инновационных направлениях. Курс гривны в данной модели играет роль регулятора положительной рентабельности крупнейших сырьевых ФПГ: в случае падения цен на их продукцию на мировых рынках гривна сразу же девальвирует на соответствующую величину, иногда искусственно подталкиваемая к этому со стороны НБУ. Рентные доходы монополистов – дело святое, все государственные институции "должны" работать на их "наполнение". Не трудно увидеть, что если мировая экономика – это самовозрастающая модель, то украинская – саморазрушающаяся. Как показали исследования Сергея Кораблина, за 25 лет независимости наш реальный ВВП сократился на 35%, и это худший показатель в мире. За период 1991–2014 валовый продукт снизился лишь в пяти странах: Украина (-35%), Молдова (-29%), Грузия (-15,4%), Зимбабве (-2,3%), Центральноафриканская республика (-0,94%). А мировая экономика за этот же период в среднем выросла на 88%. Немногие страны могут позволить себе падать в то время, когда весь мир растет…

Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода, или Вопрос второй: что делать?

Не все страны подвержены сырьевому проклятию. Например, Норвегия сумела создать суверенный инвестиционный фонд, который аккумулировал по состоянию на осень 2017 года почти триллион долларов. Даже если в Норвегии закончится нефть, норвежцам будет откуда брать дополнительные средства: ресурсы фонда вложены в акции крупнейших международных компаний (более 60%), долговые ценные бумаги – облигации инвестиционного класса (более 30%) и недвижимость (от 2 до 5%). В настоящее время доходы от использования активов фонда составляют уже 50% плановой доходной части, а прибыль от продажи нефти – вторые 50%. На каждого норвежца причитается 200 тыс. долл. накопленных в фонде средств.

Саудовская Аравия формирует суверенный фонд инвестиций в размере 2 трлн долл. – но это лишь первый уровень диверсификации экономики, завязанной на сырье. На втором уровне – развитие эффективного вторичного сектора экономики (промышленного производства). Саудиты планируют закупать уже готовые технологии и права на интеллектуальную собственность с тем, чтобы создавать сборку готовой продукции уже у себя в стране. Так, в рамках этого этапа они приобрели в Украине проектно-конструкторскую документацию, включая право на использование интеллектуальной собственности, и планируют в ближайшее время запустить у себя новый завод по производству самолетов АН-132. Создание эффективного и конкурентоспособного третичного сектора экономики в виде сферы услуг, корпоративного управления, медицины, образования, науки, информационных технологий, биотехнологий – это третий уровень, например проект строительства на берегу Красного моря города будущего Neom. Сюда необходимо также включить развитие альтернативных источников энергии, солнечной и ядерной, реализацию космических и ракетных программ. В реализацию проекта Neom планируется вложить до 500 млрд долл. В результате должен появиться город из футуристических предсказаний, в котором будет работать больше роботов, чем людей, с акцентом на инновационные и цифровые технологии. На четвертом этапе диверсификации саудиты планируют создать совместные проекты в других странах, которые не только станут приносить им прибыль и обеспечивать различные уровни безопасности (продовольственной, информационной, военной), но и активно интегрироваться с инвестиционной, промышленной и инновационной инфраструктурой в самом королевстве. На заключительном, пятом этапе в Саудовской Аравии должна появиться транснациональная модель управления инвестиционными проектами, эффективным вторичным сектором экономики и третичным инновационным сектором услуг, с которыми будут интегрированы современные сегменты медицины, образования и науки.

Таким образом, сырьевые доходы могут эффективно использоваться для создания как "подушки безопасности", так и для структурной перестройки экономики. Первый вариант подходит маленьким странам с небольшой численностью населения, например Норвегии. Второй – экономикам, которым необходимо обеспечить десятки миллионов местных жителей – например Саудовской Аравии.

Начиная с 2005 года и заканчивая прошлым годом, Украина экспортировала товаров промежуточного назначения, то есть сырья и полуфабрикатов, на сумму более 448 млрд долл. В случае применения к этим товарам минимальной широкой экспортной пошлины в размере 5%, наша страна смогла бы сформировать свой собственный суверенный инвестиционный фонд в размере 22,4 млрд долл. Заметим, что эта сумма существенно превышает тот объем кредитных средств, который был получен Украиной от международных доноров в 2014-2017 годах и сопоставим с параметрами мифического "Плана Маршалла" для Украины, который пока так и остался в паутине подкорковых связей наших чиновников.

Даже в кризисные периоды Украина вполне могла бы пополнять за счет широких экспортных пошлин свои резервные закрома на 1-1,5 млрд долл. в год. Заметим, что речь идет о применении широких экспортных пошлин на всю линейку сырьевых товаров, включая продукцию горно-металлургического и аграрного комплексов. Исключение здесь должно предоставляться лишь для экспортных товаров с высоким уровнем добавочной стоимости. На данный момент у нас действует лишь лоббистская система экспортных пошлин, например на лом черных металлов. 
К сожалению, Украина является единственной достаточно крупной сырьевой экономикой мира, которая так и не уБез создания суверенного инвестиционного фонда наша страна не сможет провести эффективную структурную трансформацию национальной экономики: иностранные инвестиции всегда узко эгоистичны и будут накапливаться лишь в "факторных" отраслях нашего реального сектора, то есть в простейших сырьевых циклах. Ритм структурных реформ должен быть определен внутри страны, а не под внешним управлением извне. Ключевая проблема здесь – система политического и бизнесового сращивания в Украине. Прекратить выплачивать экспортерам возмещение НДС да еще обложить их пятипроцентной пошлиной с тем, чтобы осуществить структурную перестройку экономики в пользу внутреннего потребления, третичного сектора услуг и малого и среднего бизнеса, – такое под силу лишь неангажированным политикам, которые знают, как все это осуществить. Осталось дело за малым – найти оных.

Источник: 112ua