Тибет. На стыке двух миров
В мае мы с группой украинских журналистов отправились в Тибет. То, что казалось невозможным и таким недосягаемым, наконец, приобрело очень четкие очертания. Другая страна, другой ландшафт, другая культура и религия - совершенно другой мир. Как будто более яркий и живой. Но что самое главное - он оказался очень противоречивым. Непосильной задачей стало дать однозначную и непредвзятую оценку всем тем процессам, которые повлекли за собой фундаментальные изменения в политическом и других устройствах на этой территории. О том, чем живет в настоящее время регион, вошедший в середине прошлого века в состав Китайской народной республики как Тибетский автономный район, и что изменилось в жизни коренного населения с середины прошлого века в репортаже Українських Новин.
Первое знакомство
Вылетая из Пекина в Лхасу (историческую столицу Тибета), мне представлялось, что все последующие дни по вечерам я буду сидеть на какой-нибудь смотровой площадке и созерцать горы. Медитировать и наполняться их энергетикой. Но все благие намерения были разрушены в первый же час после прилёта. Да, нас предупреждали о "горной болезни". Казалось, что меня это не коснётся и высота в 3,5 тысяч метров над уровнем моря совершенно не пугала. Напрасно. Непривычно низкий уровень кислорода в воздухе внес свои коррективы.
Болезнь может протекать у каждого по-своему, но из-за недостатка кислорода почти все испытывают головокружение, одышку, учащенное сердцебиение. У некоторых мутнеет сознание или повышается артериальное давление. Иногда бросает то в жар, то в холод. Не такой я себе представляла буддийскую нирвану. Безусловно, через некоторое время организм адаптируется к непривычным условиям. День на 5-ый мне даже удалось в нужный момент перейти на быстрый шаг. Но все эти первые ощущения оказываются настолько новыми и непривычными, что ты пребываешь в слегка пришибленном состоянии. Я свое обозначила "состоянием изменённого сознания".
В период адаптации местные рекомендуют не пить алкоголь, двигаться медленно и стараться дышать небыстро и глубоко. Очень помогают кислородные баллоны и настойки из местных трав. А ещё, чтобы не усугублять симптомы, в первые дни не рекомендуется принимать ванну или душ.
Вечером в день прибытия мы поехали смотреть дворцовый комплекс Потала. Расположенный на возвышенности города, невообразимо большой и величественный храм, был когда-то зимней резиденцией Далай-ламы. Хорошо освещаемый в вечернем полумраке он выглядит плоско, нереалистично, словно картинка. Совсем другое дело увидеть Поталу в полуденных лучах солнца: 13-этажный, громоздкий, внушительный, он, казалось, был построен для сосредоточения внутри себя всего тибетского буддизма.
Сейчас храм служит музеем, его может посетить любой желающий. При этом паломники продолжают совершать тут свои ритуалы и молитвенные обряды. В Потале находятся ступы (гробницы) предыдущих Далай-лам, их личные апартаменты, залы приемов, комнаты для медитации и библиотеки старинных книг. Переходя из зала в зал в храме, взгляд в основном цепляют выставленные драгоценности и реликвии: поминальные ступы, статуи божеств, ритуальные предметы. Комната, где жил Далай-лама XIV, вся обита яркими и разноцветными тканями, посреди неё стоит огромная тарелка с различными фруктами и золотая статуя Будды.
Фотографировать внутри буддийских храмов категорически запрещено. Местные монахи строго за этим следят и пресекают любые попытки это правило нарушить. Некоторые из них, сидя в позе лотоса, прищурив глаза и перебирая четки, еле слышно читают мантры. Людей в храме много. Они с любопытством изучают окружающий их антураж. В основном это туристы, и, как это обычно бывает, большое скопление людей неосознанно искажает таинство и сакральность намоленного веками места.
Выйдя из помещений храма, передо мной открылась невероятная перспектива на залитые солнечными лучами горы. Именно в этот момент приходит понимание, почему Тибет называют "Крышей мира".
Праздник перерождения Будды
В самом сердце Лхасы расположен еще один храм – Джоканг. По преданию, когда принцесса Вэньчэн исследовала местность с помощью геомантии (гадания при помощи земли), ей показалось, что на месте озера живет демон. Ее муж – царь Тибета Сонгцен Гампо - приказал осушить озеро, на его месте построить храм, а вокруг возвести ступы и, таким образом, побороть нечистую силу. Сложно сказать, действительно ли под храмом до сих пор водятся злые духи.
В любом случае тысячи паломников, стекающихся сюда со всего Тибета для проведения ритуалов, очевидно, не позволят им дать о себе знать. Особенно весной, во время главного буддийского праздника – Сага Дава, или как его ещё называют Праздник тысячи подношений. Мы попали сюда как раз в первый день празднования. Сага Дава посвящен трем самым главным событиям жизни Будды: его рождению, просветлению и уходу в паранирвану.
В этот день паломники читают молитвы, декламируют священные писания буддизма, медитируют и поклоняются статуе Будды, некоторые совершают обход комплекса по ритуальному пути. Обход совершается в виде так называемых простираний на земле. Сначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле в полный рост, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и дальше продвигается подобным образом. Считается, что тем крепче твоя вера, чем больше простираний ты совершишь, чем больше мантр прочитаешь.
Поскольку внутри храма стоит самая почитаемая в тибетском буддизме статуя Будды Шакьямуни, в этот день верующие томились в огромной очереди, чтобы почтить великое божество. Многие держали в руках молитвенные барабанчики – неотъемлемый атрибут для чтений мантр. В самом храме стало душно, толпа мирян к полудню только увеличилась, но что примечательно, большое количество детей, сопровождающих взрослых во время их ритуалов не плакали и не жаловались, и вели себя абсолютно спокойно.
Время от времени туда-сюда бегали монахи. В храме они не только отвечают за религиозные аспекты, но и следят за порядком и чистотой, и даже торгуют сувенирами. И все они невероятно разные. Дружелюбные и суровые, веселые и грустные, молодые и старые. Те, кто помоложе, разрешали себя фотографировать. Когда я приблизилась с фотоаппаратом к сидящему на крыше храма очень пожилому, но с невероятно выразительными чертами лица, монаху - он пригрозил мне пальцем, ясно дав понять, что делать этого не стоит. На запястьях некоторых из них были замечены золотые часы, что никак не отождествлялось с верой и служением божествам. Спросить ждут ли они возвращения, получившего убежище в Индии, 14-го Далай-ламы не удалось — по-английски здесь никто не говорит.
Свое вторжение в Тибет в 1950 году Китай называет мирным освобождением тибетцев от крепостного права, а последующие 8 лет - проведением в регионе демократических реформ. Власти здесь пытаются с одной стороны подавить любые протестные настроения, вводя жесткие ограничения, но с другой стороны вкладывают огромные средства, чтобы обеспечить рост экономики и благосостояния населения. Далай-лама в результате оккупации и последующего неудачного мятежа против руководства Китая был вынужден бежать из Тибета в 1959 году, получив политическое убежище в Индии.
До сих пор некоторые тибетцы выражают несогласие с нынешним китайским режимом довольно радикальным образом – самосожжением. Далай-лама призывал Совбез ООН к расследованию подобных случаев. Пекин любые контакты любых стран, международных организаций или отдельных политиков и известных личностей с Далай-ламой воспринимает как вмешательство во внутренние дела государства. Иногда это может закончиться объявлением человека персоной нон-грата и запретом въезда в страну. Но растущая роль Китая в мире ослабила позиции Далай-ламы, и потому все меньше западных стран готовы идти на открытый конфликт с КНР, защищая тибетцев.
Правительство вполне ясно излагает свое отношение к Далай-ламе. "Для нас позиция Далай-ламы связана с расколом идентичности и целостностью Тибета, его культурой", - сказал на встрече с журналистами глава Тибетского автономного района У Инцзе. Руководство ТАР при этом неоднократно подчеркивало, что для них остаётся важным сохранение всех достояний, которые сложились исторически у этого удивительного региона.
Руководству КНР удается сохранять культурную самобытность здешних мест. Во всяком случае, что касается языка, все вывески, таблички, да и вообще практически любой текст, который можно прочитать, гуляя по местным городам и поселениям, дублируется на двух языках - китайском и тибетском. В школах обучение ведется на двух языках. Образование в Тибете, кстати, бесплатное.
Немного цифр
Китай действительно направляет колоссальное финансирование в развитие Тибета. С 1952 по 2014 год центральное правительство выделило Тибету различные субсидии и дотации на общую сумму 648,08 млрд юаней (около 101,2 млрд долларов). Проводится активная модернизация региона: в пределах ТАР функционируют 5 аэропортов, построены железная дорога и разветвленная сеть полноценных автомагистралей, на возвышенностях сверкают новые линии электропередач. С приходом Китая здесь появилось электричество, сотовая связь, Интернет. С “нуля” строятся целые города, в уже существующих возводятся высотки, отели, расширяется сеть городского транспорта.
В городах и деревнях появились магазины и кафетерии, электроника, техника и другие современные вещи. Если раньше основой жизни тибетцев было скотоводство, то с развитием сельского хозяйства, они стали пахать землю и выращивать овощи. В теплицах сельхоз городков растут бахчевые, клубника, помидоры, картофель и редкие виды грибов. КНР отстраивает целые поселения для переселения из землянок бедняков и малоимущих. По данным китайского правительства за последние 70 лет средняя продолжительность жизни тибетцев увеличилась с 35 до 68 лет. Численность населения за тот же период увеличилось с 1 до 3,3 млн жителей. Правда, в основном за счет заселения региона китайцами.
Демонстрация успеха
Скорость интеграции Тибета в Китай равноценна огромным капиталовложениям. В правительственных, медицинских, образовательных и прочих учреждениях висят портреты 5 руководителей Коммунистической партии Китая, включая Мао Цзедуна. В разговоре с местными жителями, последние в конце своего повествования, как правило, благодарят за все Коммунистическую партию КНР. Так происходит и в разговоре с 36-летней Цижи Юджа, которая получила существенную помощь от властей.
Ее история такова, что до переезда в свой новый дом в новоотстроенном городке для малоимущих “Four seasons” они с мужем и двумя детьми жили в нищете в близлежащем селе Дзянь. Младший сын из-за болезни прикован к инвалидному креслу. Поэтому женщина вынуждена практически все своё время посвящать уходу за ребёнком. Ее муж Мима, получив в 2013 году водительские права, смог устроиться на более высокооплачиваемую работу водителем. Если учитывать дополнительную государственную финансовую помощь, то жить, по словам Юджи, стало более-менее сносно.
Или, к примеру, отдельным частным предпринимателям китайское правительство дает беспроцентную ссуду на открытие бизнеса. Так, 33-летний Баден на средства, предоставленные государством, открыл отель семейного типа в 2011 году. Деятельность, которая приносит ему доход, не облагается налогом.
Принцесса Вэньчэн
Если вам когда-нибудь представится возможность посетить Лхасу, я настоятельно рекомендую один из вечеров посвятить просмотру местного театрального представления. В масштабной исторической драме "Принцесса Вэньчэн" задействовано 800 артистов. Мы разместились на балконе, где на наших местах нас уже ждал какой-то предмет верхней одежды. Что-то похожее на тулуп зеленого цвета с коричневым меховым воротником оказался очень кстати, так как вечером в горах прилично холодало. Мы с коллегами изрядно повеселились и нафотографировались, изображая из себя фельдмаршалов.
Огромная сцена под открытым небом в большей степени напоминала амфитеатр. Сам перфоманс поражал своим размахом на протяжении всех 2,5 часов. И каждая минута просмотра казалась драгоценной. Роскошные декорации и костюмы артистов, безупречное вокальное исполнение своих партий главными героями вызвали массу восторга. Глаз было не оторвать. Но изумило даже не это.
Выступление вызвало восторженные возгласы в тот момент, когда прожектор резко подсветил стоящую позади сцены гору и она тотчас, большая и яркая, стала одним из элементов представления, идеально вписавшись в общую перспективу. Казалось бы, что может быть круче? Стадо лошадей с наездниками и отара овец с пастухом, двигающиеся из одного конца сцены в другой.
Я была настолько поглощена всеми этими "спецэффектами", что сюжетная линия прошла мимо меня. А там принцесса Вэньчэн все шла и шла в сторону своего возлюбленного, и когда они в финале воссоединились, всем стало хорошо. После некоторых разъяснений, я даже огорчилась, что не заметила метафоричность образов и заложенное в основу сюжета воссоединение Тибета с Китаем.
А что они едят?
Главными ингредиентами местной кухни являются овощи и мясо, наиболее популярно мясо яка. Приправы, пряности не в ходу, за исключением соли, лука и чеснока. Популярна вяленая говядина и чай из молока самки яка, который называют дзо. Он очень калориен и одна-две чашки могут дать достаточно энергии на длительное время, особенно в холодное время года. Одно из главных блюд тибетской кулинарии – цампа – готовится из яичной муки, масла, сделанного из молока яка, чая и ячменного пива. Шадпа – жареное мясо. Чуру – сыр из ячьего молока. Момо – довольно сытное блюдо, похожее на пельмени с мясной или овощной начинкой.
Но наибольшее впечатление произвел на нас местный суп. На большом круглом столе, за которым умещается 8-10 человек, размещен не маленьких размеров котел. В нем прямо при тебе варятся субпродукты, как правило, куриные, и в процессе варения добавляются овощи и грибы. При помешивании супа половником перед подачей из бульона время от времени всплывают куриные ножки и головы. Так суп очень быстро получил новое наименование – "суп из гребешков".
На гребне горы
Лхаса расположена на высоте 3 650 м над уровнем моря. Как только появляются первые признаки того, что у легких снова получается дышать, можно пробовать преодолевать себя и свои возможности на новой высоте – 5 тыс. метров. Такова высота вершины горы Милла Ямагути, которую мы посетили, следуя из Лхасы на восток в направлении провинции Ньингчи. Здесь невероятно органично разместился памятник из трех яков.
Если лев где-то и считается царем зверей, то точно не здесь. В Тибете царят яки. Неторопливые, чопорные, они чуть ли не единственные животные, которые встречаются вдоль серпантина дорог. Тут же на вершине ветер развевает гирлянды из ярких тряпочных флажков с написанными на них мантрами. Молитвенные флажки то тут, то там украшают холмы, и издалека выглядят словно сверкающие паутины. Порой их развешивают как веревки с бельем, перекидывая с одного берега реки на другой, или размещают на крышах жилых домов.
Если в Лхасе горы преимущественное “лысые”, то, направляясь на восток, они становятся более лесистыми. Находясь в дороге около 7 часов на протяжении всех 400 км, вряд ли представится возможность оторвать голову от окна автобуса. Пейзажи завораживают. Горные хребты сменяются одни другими, снежные заслоны выглядывают из-под растительности. У порогов вершин протекают горные реки, которые не могут не восхитить кристальной чистотой своих вод.
Лучше гор, могут быть только горы у озера
Чистота воды касается не только рек. Озера в Тибете имеют необыкновенный небесно-голубой цвет. Так, священное озеро Басунцо в 300 км к востоку от Лхасы расположено на высоте 3 700 м., и за невероятные по красоте природные пейзажи его называют "Восточной Женевой". Купаться здесь запрещено, но по акватории можно прокатиться на катере. В центре озера находится остров, на котором стоит храм Цоцунгунба - известный центр тибетского буддизма, построенный более 1 300 лет назад.
Рядом с храмом растёт необычное дерево. Два ствола деревьев персика и абрикоса переплелись между собой, потому местные считают, что это необычное явление символизирует любовь, семью, объединение двух душ. Если потереть рукой эти стволы, оставить какое-то подношение/купюру и загадать желание, касающееся любви, семьи или рождения ребёнка, то оно непременно сбудется. И в стоящем рядом храме тоже, как правило, принято молиться именно об этих вещах.
Коренные тибетцы, которые повстречались на пути этого захватывающего дух путешествия, показались мне умиротворенными. Все они дружелюбны и приветливы. Женщины зачастую стеснительны. Едва заметная улыбка на губах, как будто говорила о постижении ими некой блаженной истины и просветленности. А яркая и разноцветная одежда отчетливо характеризовала их жажду к жизни. Одновременно с этим, все они трудолюбивы и смиренны к жизненным тяготам. Все-таки религия занимает немаловажное место в формировании образа жизни и мироощущения людей.
Общее впечатление о Тибете сложилось, как я упоминала в самом начале, очень противоречивое. С одной стороны здесь все еще царят первозданность природы и аутентичность коренных тибетцев, с другой – проводится масштабная индустриализация региона. Пока эти два компонента способны сосуществовать на одной территории. Но что будет дальше? Померкнут ли многовековые традиции в асфальтированных дорогах и бетонных стенах? Будет ли регион массово заселяться жителями других регионов КНР? Вероятнее всего.
Но надеюсь, что при всех масштабах строительства и модернизации, неповторимое культурное наследие и национальное достояние Тибета еще множество лет сможет поражать людей всего мира и позволять им понять каково это – подняться на крышу мира.
Источник: УН