Вассал и его феодал, или Неравноправный "брак" России и Китая
Словно в ответ на саммит министров иностранных дел «Большой семерки», который состоялся накануне в столице Канады Торонто и на который не пригласили главу МИД РФ Сергея Лаврова, российский министр иностранных дел гордо полетел в Пекин, чтобы встретиться с Си Цзиньпином. Традиционно, для журналистов прозвучали стандартные слова о «стратегическом партнерстве» России и Китая, о многочисленных «конструктивных встречах» между Путиным и президентом КНР и о «атмосфере доброжелательности» между двумя странами.
Нет сомнений в том, что в этих словах таки есть большая доля правды. Интересы КНР и России довольно часто совпадают: два государства видят в Вашингтоне угрозу и хотят утереть нос американцам. Россия с ревностью и раздражением следит за тем, как Штаты действуют в Восточной Европе, бывшей сфере влияния СССР, и на Ближнем Востоке, а Китай занимается американской активностью в Азиатском регионе.
Недаром Си Цзиньпин пять лет назад свою первую зарубежную поездку в качестве лидера КНР осуществил именно в Москву. Это должно было продемонстрировать единство и партнерство РФ и Китая. На самом деле экономические отношения между двумя странами становятся все более тесными – особенно с тех пор, как Россия «выстрелила себе в колено», напав на Украину и побив из-за нее горшки со странами Запада. Оба государства вместе осуществляют крупные энергетические проекты. Китай вкладывает миллиарды в российскую «Роснефть», а недавно благодаря китайским инвестициям «Газпром» запустил в Северном Сибири терминал для сжиженного газа Yamal LNG.
Более того, сейчас Россия соглашается на такие шаги, которые никогда не допускал даже Советский Союз, а именно – предоставляет Китаю образцы вооружений, которые сама считает самыми современными (по крайней мере, хвастается их инновационностью на весь мир). К примеру, противовоздушные ракетные комплексы С-400 или истребители Су-35. Кажется, россияне больше не боятся, что хитрые китайцы скопируют их технологии и станут, как привыкли, изготавливать такие же образцы техники, но под своим именем и дешевле. Возможно, это происходит из-за «растущего уровня доверия между двумя странами», о котором заявил Лавров в Пекине, но, вероятно – из-за того, что Китай уже обогнал Россию в области военных технологий и «новейшие» российские разработки уже не интересуют китайских инженеров на предмет «украсть и скопировать». Можно просто купить и адаптировать, а воровать лучше у европейцев и все тех же американцев …
Не конкуренты
«Русский с китайцем – братья навек», – пели в старой пропагандистской песне, которую написали в 1949 году, когда при поддержке Москвы появилась Китайская Народная Республика. А как же сейчас? Старые времена возвращаются?
Скорее всего – нет. Реальность оказалась намного сложнее: несмотря на заверение в вечной дружбе, современная Россия для Китая – не партнер. Скорее –вассал, неравноправный ни в чем. Это можно отследить по трем «зонам влияния»: Центральной Азии, на Дальнем Востоке РФ и Арктике.
В постсоветских азиатских странах Россия еще недавно, казалось, чувствовала себя вполне неплохо: элиты стран вроде Казахстана все еще общаются на русском языке, «шарахаются» конфликтов с Россией (особенно после коварного нападения россиян на Украине) и поддерживают российский «Евроазиатский экономический союз». Но в этот регион Китай «проникает» все сильнее: разрабатывает совместные энергетические проекты с Туркменистаном, Таджикистаном и Казахстаном, инвестирует миллиарды в инфраструктуру этих стран в рамках проекта так называемого нового «Шелкового пути», становится центральным покупателем местных товаров и поставщиком импортных.
Китай является очень привлекательным партнером для местных экс-советских автократий: он не оказывает открытое политическое давление, как это делают высокомерные кремлевские бонзы, но и не жужжит постоянно о правах человека, как привыкли западные страны. Китайцы просто «продавливают» свои экономические интересы, в первую очередь –энергетические. Ведь, если нефть и газ можно будет получать через новые нефте- и газопроводы из Центральной Азии – то в таком случае китайцы смогут просто диктовать россиянам свои условия, вообще несмотря на их «хотелки».
Объем китайской торговли с центральноазиатским регионом достиг в 2017 году отметки в 30 млрд долларов. В то же время соответствующий российский торговый объем не достигает и двух третей от этой суммы, к тому же обладает тенденцией к снижению, даже несмотря на хваленую «евроазиатскую интеграцию» по московскому сценарию. На риск, что Китай станет долговременным экономическим гегемоном в регионе, Москва молча соглашается – просто потому, что вообще нечего этому риску противопоставить. Россия давно уже перестала быть экономическим конкурентом для КНР.
Подаренная нефть, подаренный газ
Впрочем, по крайней мере политически и в военном направлении Москва еще может как-то себя проявить в Центральной Азии – в основном из-за того, что Пекин в этом регионе подобную активность пытается открыто не демонстрировать. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе ее карты очевидно слабее. Дальний Восток России –малонаселенный и экономически развитый регион, в котором Путин надеется на развитие … за китайские деньги. Но до сих пор Пекин в регионе, который по площади равен примерно двум третям Китая, но насчитывает всего-навсего шесть миллионов жителей, интересуется в основном транзитными проектами для российских полезных ископаемых, которые «текут» в КНР: в 2009 году китайцы профинансировали удлинение Восточного Сибирского нефтепровода до Дакина (25 млрд долларов) и выбили за это скидку на нефть от россиян. Так же и с газопроводом «Сила Сибири»: россияне вынуждены строить его за собственные средства (китайцы только предлагают предоставить кредит на строительство – то есть, деньги надо будет вернуть) и продавать в КНР газ по ценам, значительно ниже европейских рыночных.
Относительно инвестиций и инфраструктурных проектов, которые не касаются сырьевого сектора – то они влачат жалкое существование: правда, китайцы пообещали миллиардные инвестиции, но ни один проект не воплотился в жизнь. И не из-за китайцев, а из-за россиян, которые не торопятся выполнять собственные обещания.
Лучшим примером подобного «сотрудничества» является строительство нового железнодорожного моста через Амур: в то время, как китайцы построили свою секцию в 2016 году, как и было запланировано, россияне строят его до сих пор. Реальные инвестиции Пекина в этот регион не достигают даже одного миллиарда долларов. Для сравнения: только в Казахстан Китай инвестировал в течение последних пяти лет более 10 млрд долларов.
«Холодная» конкуренция
В Арктике сотрудничество между Пекином и Москвой также не является равноправным. Терминал для сжиженного газа «Ямал» в Сибири – это, наверное, самый большой общий проект. Недавно Китай вообще провозгласил себя «близким к Арктике государством», чтобы подчеркнуть свои интересы в этом регионе – то есть вступил в прямую конфронтацию с Москвой, которая традиционно посягает на Арктику как на «свое». И в этой конфронтации Китай пользуется не «ноу-хау» своего «стратегического партнера», а услугами … маленькой Финляндии: вместе с финнами строит целый ледокольный флот и пытается «договориться» со всеми другими арктическими государствами (в первую очередь – из США ) за исключением России.
Китай держит арктические исследовательские станции в Норвегии – ищет там нефть, прокладывает стекловолоконные кабели в Гренландию и инвестирует миллиарды, покупая канадский нефтегазовый концерн Nexen. Москве же от этого «разнообразия» не перепадает ровным счетом ничего.
Для России это означает, что она проиграла конкуренцию за китайские инвестиции для своих арктических проектов – прежде всего из-за отсталости собственных технологий, а также и потому, что китайцы хотят вытеснить россиян из любых возможных проектов в этом регионе. Это еще раз подчеркивает, что отношения России с Китаем пока стали полностью асимметричными, а хваленое «стратегическое партнерство» все больше напоминает неравный брак – с разочарованиями и нарушенными обещаниями. Похоже, запланированный на июнь визит Путина в Пекин тоже ничего не изменит.
Источник: ДругойВзгяд, Борис Немировский