Захватывающая история. СБУ задержала российское судно за участие в захвате украинских кораблей

24 июля Служба безопасности Украины задержала в порту Измаил танкер NEYMA под российским флагом, который принимал участие в операции по захвату украинских военных кораблей в Керченском проливе в ноябре прошлого года. Хотя в украинский порт судно зашло под другим именем, оно было опознано по номеру IMO. Фокус пытался разобраться, как задержание судна может повлиять на процесс возвращения в Украину пленных моряков

***

СБУ совместно с военной прокуратурой задержала российский танкер NEYMA в порту Измаил (Одесская область). Судно участвовало в акте вооруженной агрессии против украинских военных кораблей «Никополь», «Бердянск» и буксира «Яны Капу» в Керченском проливе в ноябре 2018 года. В настоящее время решается вопрос о взятии судна под арест.

Кто виноват

Согласно сообщению СБУ, во время досудебного следствия было установлено, что по прямому приказу высшего руководства ФСБ РФ представители Пограничной службы ФСБ совершили акт вооруженной агрессии против украинских военных кораблей. Вопреки нормам международного морского права военнослужащие пограничных войск ФСБ РФ незаконно, с применением оружия, заблокировали движение украинских военных кораблей во время прохода Керчь-Еникальского канала в Керченском проливе с помощью танкера NEYMA (IMO 8895528, MMSI 273347000, флаг РФ).

По данным СБУ, в порт Измаил танкер зашел под именем NIKA SPIRIT, однако по номеру IMO он был идентифицирован как NEYMA. Следствие установило, что с целью сокрытия причастности к незаконным действиям и акту агрессии 25 ноября 2018 года российские владельцы судна изменили название танкера.

«24 июля по информации украинских пограничников в порт Измаил под флагом РФ зашел танкер NIKA SPIRIT, который по номеру IMO – 8895528, по данным международной информационной системы EQUASIS идентифицирован как уже известный танкер NEYMA, который был использован для перекрытия Керченского пролива», – говорится в сообщении СБУ.

На задержанном судне был проведен обыск с целью установления фактических обстоятельств дела, были изъяты судовые документы, записи радиопереговоров во время конфликта, бортовые журналы. Допрошены члены экипажа, изъяты документы, необходимые для установления истины в производстве.

Танкер признан вещественным доказательством, готовится ходатайство в суд о его аресте.

Следует отметить, что ни военная прокуратура, ни СБУ не уточняют, на каких основаниях проводятся процессуальные действия с танкером. Можно предположить, что речь идет об уголовных производствах, открытых в ноябре 2018 года по ч. 2 ст. 437 (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны), ч. 2 ст. 15, п. 1 ч. 2 ст. 115 (покушение на умышленное убийство) Уголовного кодекса.

Что делать

По данным сервиса Marine Traffic, задержанный танкер находится в Измаиле. В марте 2019 года он вышел в рейс из российского порта Кавказ в Краснодарском крае. До того как переименоваться в NIKA SPIRIT, судно уже несколько раз меняло свое название. В 2009 году танкер носил имя MT LENANEFT-2070, спустя год – LENANEFT-2070, на следующий год – LENANEFT 2070. На 1 июля текущего года судно носило имя NEYMA.

Руководитель проекта «Майдан закордонних справ» Андрей Клименко рассказывает Фокусу, что номер IMO (International Maritime Organization) является уникальным и присваивается судну на все время его существования. При этом когда оно списывается и отправляется на утилизацию, этот номер сохраняется за ним.

«Имя судна меняется просто: судовладелец обращается в соответствующий реестр с просьбой внести изменения. Но номер IMO остается неизменным. Судовладелец этого танкера об этом знал, поэтому сложно объяснить мотивы его решения зайти в украинский порт, зная, что там его узнают», – говорит Фокусу Клименко.

По его словам, танкер NEYMA был опознан в ноябре 2018 года, когда российская сторона поставила его в фарватере под Керченским мостом. До этого он находился в Керченском судоремонтном заводе, что является нарушением украинского законодательства и международных санкций по заходу в порты оккупированного Крымского полуострова. 

«Танкер был внесен в наш «черный список» судов нарушителей, который мы, в том числе, передаем украинским соответствующим ведомствам», – отмечает эксперт.

Собственником Керченского судоремонтного завода является компания «ЮВАС ТРАНС», против которой Украина ввела санкции. Речь идет о блокировании активов предприятия, ограничении торговых операции, принятии мер для предотвращения вывода, запрета участия в приватизации и аренды государственного имущества и тому подобное.

Специалист в сфере морского права Борис Бабин объясняет Фокусу, что исходя из того, что танкер зашел в порт с измененным именем, процедура проверки документации может занять длительное время.

«Судно является вещественным доказательством, суд должен применить дальнейшую санкцию. Не думаю, что к экипажу будут предъявлены претензии, поскольку он мог несколько раз смениться. Теоретически, капитан мог иметь отношение к событиям в Керченском проливе в ноябре 2018 года, но это должно знать следствие», – утверждает Бабин.

По его предположению, может возникнуть версия, что российская сторона специально направила танкер в порт Измаил, зная о его дальнейшем задержании, с целью обменять его на пленных моряков и военные корабли. 

«Таким образом, РФ будет пытаться сохранить лицо, чтобы отпустить наших моряков в обмен на танкер, а не по решению судов. Это неправильный подход, поскольку процессуальные действия по судну могут занять несколько месяцев, а решение суда было вынесено уже давно», – отмечает Бабин.

Однако события развиваются таким образом, что версия Бабина может и не найти воплощения. Члены экипажа были отпущены на свободу и направились в РФ. Следствие обязало их являться на допросы в качестве свидетелей.

Противная сторона 

МИД РФ не заставил себя долго ждать после сообщения о задержании танкера NEYMA Службой безопасности Украины.

«Если речь идет о захвате россиян в заложники, это будет квалифицировано как грубейшее нарушение международного права и последствия не заставят себя ждать», – говорится в заявлении МИД России.

Российский уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова обратилась с просьбой к украинской коллеге Людмиле Денисовой с просьбой выяснить обстоятельства задержания танкера и состав экипажа.

Напомним, 24 июля стало известно о задержании еще одного российского судна. Пограничники КНДР задержали рыболовецкое судно «Сянхайлинь-8». Посольство РФ в Пхеньяне сообщает, что инцидент произошел еще 17 июля. Официальная причина задержания судна – «нарушение правил въезда и пребывания на территории КНДР».

МИД РФ воздерживается от комментариев и тем более угроз, и ограничивается словами о том, что российские дипломаты работают над разрешением ситуации.

Максим Мухин

Источник Focus.ua