ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЮЖМАШЕВСКИХ ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЕЙ

В октябре исполняется 70-лет образования тракторного производства в ракетостроительной структуре Днепровского ракетно-космического центра. Это высокая дата, ведь тракторная индустрия развивалась бок о бок с ракетно-космическим исполином и в этой отрасли были заняты тысячи днепрян, которые на пустом месте создали предприятие по изготовлению пропашных тракторов. С годами его успешно расширили, модернизировали и подняли до конкурентной высоты, так что южмашевские трактора заняли почетное место на мировом рынке.

***

Семь десятилетий тому назад днепровский автозавод документально «перелицевали» в предприятие по производству ракет самой разной дальности, начиная с одного из первых изделий - "королевской Р-1". Модели, которая представляла, по сути, только робкое начало планетарного разбега по производству новейшего оружия. Но и это робкое начало надо было как-то объяснять днепрянам, а впоследствии, и всему миру, чем собственно заняты тысячи элитарных специалистов на огромном плацдарме, который еще вчера принадлежал министерству автомобильной промышленности.

Вот и решено было организовать тракторное производство, взяв для образца простейшую модель Минского тракторного завода МТЗ-2. А тут и очередной партийный пленум, как бы вооружил страну задачей развития производства сельхозтехники. В ту пору на высочайшем уровне находилась госдисциплина. То ли от страха, который нагонял кремлевский кормчий, то ли от высокого сознания, но в мгновение ока в структуре Союзного завода №586 ( в ту пору так именовался ныне прославленный Южмаш) было образовано тракторное производство, состоящее из трех основных цехов: термообработки, механического и сборочного. Цех термообработки возглавилО.Б.Белоярцев, механический – Л.М.Ганзбург, сборочный- Г.А.Казанский. Кадровый подбор был настолько точным, что уже через пару месяцев были собраны 5 машин марки МТЗ-2. И это на голом месте! А дальше пустились в такой разбег, что уже через год было выпущено 6506 машин!

Нет описания.

Площадь заставлена машинами без кабин. Это первенцы МТЗ-2, которые были предшественниками южмашевского трактора

 

Теперь уже днепряне не мудрствовали лукаво, что там делают за высоким забором. А «остряки», в основном из простонародья, называли южмашевский трактор, изделием с вертикальным взлетом.

Отныне властям в центре и на местах стало поспокойнее за новую ракетную кузницу в самом центре Европы. За высоким забором страна клепает для бескрайних сельхозугодий пропашные тракторы, то бишь, самую мирную продукцию. Конечно, лазутчики западных разведслужб не прошли мимо нового завода по производству «тракторов». Тем более, что уж больно быстро шло наращивание мощностей. Уже через полтора года после старта, завод выпустил 10 тысяч машин! А дальше аппетиты разогрелись до такой степени, что вышли чуть ли не на выпуск 2-миллионной машины! Помешал развал некогда общего государства. Впрочем, как оберегали наши секреты соответствующие службы – не тема нашей информации. Нам бы в который раз напомнить о величайших свершениях, которые были зафиксированы на глазах в разрастающемся производстве сельхозтехники, и не упустить из виду имена вершителей побед. А они шли чередой:выпуск 100-тысячного трактора, 500-тысячного, миллионного, полуторамиллионного… 

Кадры решают все! Говорят, что эта очень правильная мысль принадлежит кремлевскому кормчему. Думаем, что к этой простой мысли пришли еще в древнем Риме. Важно, что мысль плодотворно работает в любых социальных условиях.Производство тракторов – это не выпуск продукции, которая контролируется высокими плановыми органами и принимается военным представительством. По отношению к основной продукции Союзного завода 586 – это что-то вроде бронежилета от вражеской агентуры. Конечно, и трактор стране – не лишний, но и с архаической сохой люди живали с мыслью, только б не было бы войны. А Южмаш был сотворен именно для того, чтобы не было войны…

Нет описания.

Трактор в поле уже с кабиной и сеялкой. Это уже больше южмашевский трактор, чем минский;

 

Древние философы утверждают, что в жизни каждого народа, конкретного коллектива есть свои звездные часы. Для тракторостроителей – это годы, когда ритм производства составлял до 300 машин в сутки с годовым выпуском в 60 тысяч, когда трактору был присвоен Государственный Знак качества, когда машину довели до такого технического совершенства (ресурс 10 тысяч мото-часов) .

6О тысяч машин в год – это достижение своеобразного Эвереста.

За первых пять лет тракторное производство увеличило выпуск сельхозмашин в 6 раз, подняло мощность машины с 36 до 45 л.с., в 2 раза увеличило моторесурс. . Через девять лет после рождения нового производства было выпущено 250 тысяч машин. Создан цех для экспортного «макияжа». Без высокой культуры производства на мировом рынке делать нечего. А мы сумели обрести «места под солнцем» на рынках в 44-х странах мира. На всем пути конструкторы, технологи сосредотачивали внимания на двух направлениях: увеличение мощности машины и комфорта для механизаторов. И на этом пути достигнуты очевидные результаты.

Идет интенсивная отработка модели: МТЗ-5 отличалась от первенца многим, в том числе и присутствием кабины. ЮМЗ-6 единственный в СССР трактор, достигший ресурса 10 тысяч моточасов до первого капитального ремонта. Следом запуск в серию ЮМЗ-6Л и ЮМЗ-6М мощностью в 60 л.с. А ЮМЗ-6КЛ/6КМ первым получил зарубежный сертификат соответствия за внедрение безопасной каркасной кабины.

Нет описания.

Это уже чисто южмашевский трактор, который знают в 44-х странах мира

 

В 1969 году решили взять новый рубеж, выпустить полумиллионный трактор. В июле 1978 года Е.В.Кошелев (с него начиналось рождение каждого южмашевского трактора, точнее, с лонжерона, который первым укладывал на конвейерную ленту сборщик номер один.), и он первым из днепровских тракторостроителей был удостоен звания Героя Соцтруда. Сотни, а то и тысячи специалистов вписали своим вдохновенным трудом деяния в историю нового производства. Во главе этих деяний многие годы (точнее на всем периоде интенсивного движения вперед) находился своеобразный маршал производства Л.М.Ганзбург.

Весьма любопытная историческая фигура. До Южмаша он успел отведать нагрузку второго секретаря обкома где-то в Зауралье, и даже одержал солидный орден за праведные труды. Это был период второй мировой войны. Явившись на вновь образованный Союзный завод №586, ему тут же доверили не просто возглавить новый цех, а для начала создать его… Блестяще справился и его «бросают» управленцем на основной участок по производству ракет. Здесь Л.М.Ганзбург, как всегда, на своем месте, хотя специфика производства тракторов и ракет настолько разительно не похожа, как детский трехколесный велосипед и современный истребитель F-16. Но не судьба управлять ракетным производством… В какой-то из стран Ближнего Востока, куда мы поставляли свои сельхозмашины, потек картер в нашей сельхозмашине или что-то в этом роде. Не велика вина изготовителя конкретного трактора: у нас во многих странах свои сервисные службы. Но кому-то было выгодно из рядового «ляпа» распалить историю. Короче говоря, сей мелкий факт стал достоянием самого председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина.

Говорят, был от него звонок тогдашнему генеральному директору Южмаша А.М.Макарову. Словом, с тяжелым сердцем Александр Максимович вернул Л.М.Ганзбурга, так сказать, в «родные пенаты», но не в роли начальника механического цеха тракторного профиля, а руководителем целого производства сельхозтехники. Фактически своим заместителем по тракторному производству. На какой-то период ракетное производство осиротело без его начальника Л.М.Ганзбурга, который на любом посту был точно филигранно подогнанный специалист. Но каково было оживление тракторостроителей, когда родной батька вернулся…

Нет описания.

Великий Ганзбург радушно встречает в родных пенатах высокочтимую делегацию союзных управленцев

 

Л.М.Ганзбур - это монументальность в решении сложнейших проблем производства, почти отеческая забота в работе с людьми. Начальник производства В.К.Головко, который успел наладить во многих странах и сервисные службы и деловые отношения с партнерами всегда отзывался о Л.М.Ганзбурге, как о руководителе, который коллективу тракторного производства был сниспослан Небом! И это не преувеличение: при нем тракторное производство выросло до самостоятельного тракторного завода в структуре объединения Южмаша. Из 13 Героев Соцтруда, удостоенных из числа южмашевцев, два представителя тракторного производства. И здесь просматривается заслуга руководителя. Сборщик Егор Кошелев и Мария Пелых, добившись наивысших результатов в труде, были удостоены звания Героев Соцтруда. Сотни тружеников удостоены высоких правительственных наград, в их числе кавалер ордена Ленина начальник цеха главного конвейера П.П.Говорун.

Павел Прохорович буквально на глазах, благодаря внимания и поддержке Л.М.Ганзбурга созревает в руководителя крупного масштаба. Ведь цех главного конвейера, который возглавлял П.П.Говорун и есть главное подразделение в сложнейшей структуре создании высокотехнологичного товарного продукта…

Было время, когда правительство Л.Д.Кучмы решило создать чисто украинский трактор и плюнуть в сторону иноземных поставщиков комплектующих. В аэродинамический поток по реализации этого документа включаются более 50-ти украинских заводов. Гендиректор Южмаша Ю.С.Алексеев совместно с тогдашним руководством тракторного, как опытные минеры, исследуют каждый вариант, каждый шаг, ведущий к созданию украинского трактора. Результаты этой деятельности за периметром завода колоссальны. У нас хватило сил вернуть на Южмаш производство деталей и узлов, которые в свое время разместили на других заводах, и поставить на поток в цехах нашего завода. В первую очередь, в цехах металлургического производства.

Нет описания.

Такими красавцами, бывало, были заставлены все проезжие части Южмаша…

 

С годами руководящий пост № 1 тракторного производства занимает О.Д.Ткаченко. Начальником производства стает неутомимый Е.Ф.Олейник, в котором с годами производственные масштабы выкристаллизовали незаурядного управленца крупнейшего на Днепропетровщине- Новомосковского района …После О.Д.Ткаченко бразды правления тракторным заводом доверили коренному «трактористу» И.Н.Бевзу, человеку, который вырос до поста такого уровня руководителя с рядового штамповочного цеха.И вот очередной руководитель тракторного завода И.Н.Бевз решил внести свое понимание в проблему . К тому времени он уже помотался по свету, то бишь, по различным выставкам сельхозтехники, и ему, скорее всего, в Гановере на выставке, пришла идея создать принципиально новый по форме и содержанию трактор …Прежде всего преследовалась идея выйти за порог будничного, усеянного знаковыми достижениями. Хотелось чего-то, так сказать, авторского... 

Время пошло! Чародеи колдовали над образом нового творения в условиях жуткой секретности. Даже пост ВОХРа поставили в корпусе, где рождалось нечто. Говорят, что задумка Ивана Николаевича была до поры до времени сокрыта даже от генерального директора Южмаша Ю.С.Алексеева. Новорожденного назвали «Днiпро» « ЮМЗ-8085/8285 и ЮМЗ -10280 мощностью 80 и 100 л.с. Настал час смотрин. Точнее, первая демонстрация тракторного чуда. И автор данной информации был там в узком кругу, но не в качестве эксперта, а руководителя пресс-службы завода, редактора еженедельника «Старт». Вокруг машины с удивлением ходил генеральный Ю.С.Алексеев, а его зам. по ракетному производству В.И.Сичевой, подбоченившись, взирал на образец невиданной машины с таким удивлением, будто группе экспертов предлагали оценить контуры стриптизерши в цехе ракетной сборки на фоне «Сатаны», готовой к отправке в войска .

Нет описания.

Творческий плод тракторостроителей, полученный в период экономической распутицы

 

В технике главное целесообразность, а дизайн, как приложение для эффекта удивления. В данном случае дизайн рассчитан на восклицание…Иронично хмыкнув, В.И.Сичевой, свалил наповал годы мук творчества и надежд группы конструкторско-технологической челяди во главе с реликтовым тракторостроителем И.Н.Бевзом. Ракетного мэтра, прежде всего, насторожил дизайн, который больше походил на выставочный вариант, чем на агрегат, адресованный к традиционным полевым работам, где всегда в изобилии пот ручьем, солидол с ведром, «керзаки» в навозе… Словом, трактор «Днiпро» внешне казался - этаким творческим взбрыком…

Но неприятие ракетного арбитра можно было при желании воспринять как высоко руководящее недоумение. В сфере ракетостроения такому баловству нет места…А Ваня Бевз умудрился в заводских закромах раздобыть средства. Не иначе, чтобы нарастить производственный имидж…Да тут, как по заказу, в Днепр пожаловал тогдашний Президент Украины Л.Д.Кучма, которому тотчас вручили ключи от первенца. Сей факт зафиксирован для истории. Президент с юной легкостью забрался в кабину новинки… В лице первого лица державы явное удовлетворение… Этим было положено начало популяризации нового творения. А дальше возник резон - идея прогнать новорожденного в условиях экономического кризиса по городам и весям Украины. Таким образом, поднять дух у населения. Мол, не все еще потеряно, если по-настоящему засучить рукава!

Нет описания.

Иван Николаевич Бевз публично приносит в дар Президенту Украины свое детище 

 

С прогоном не получилось…Похоже, трезвость на каком-то этапе дала себя знать…Первые страницы истории тракторного производства 70 лет тому назад были вписаны директорами Союзного завода 586 Л.В.Смирновым, А.М.Макаровым, руководителями ведущих звеньев Л.М.Ганзбургом, Г.А.Казанским, О.Б.Белоярцевым и сотнями других. Вслед за ними продолжили этот титанический труд труженики под руководством С.А.Сергеева, И.Л.Снегирева, А.Г.Сичушкина, В.П.Фирсова, А.Р.Ляшко,В.В.Серегина, В.М.Гармаша, В.М.Яременко, С.И. Кравченко, В.Н.Рачковского, Ю.С.Бурлакова, А.И.Рыжко, В.Л.Чепелюка, и сотен других руководителей различных производственных подразделений. А какую помощь оказывали тракторостроителям специалисты из основного производства, то есть – ракетного, обеспечивая комплектующими. Ее просто не счесть…

В числе командармов тракторного завода мы назвали Виктора Михайловича Гармаша. Это человек, на котором тракторное производство фактически ушло в предание. Это при том, что В.М.Гармаш – это, прежде всего, новое мышление, умноженное на готовность закрыть собой амбразуру. Но эти качества оказались невостребованными, ибо временем были взорваны все пути к традиционному наращиванию производственных мощностей. Но и сегодня, уже будучи председателем профкома Южмаша, (а это после надсадных производственных баталий что-то вроде пребывания по путевке в санатории четвертого управления, хотя и здесь забот невпроворот), Виктор Михайлович не перестает мечтать о возрождении производства тракторов с маркой Южмаша.

Нет описания.

Полуторамиллионный трактор Южмаша выходит на бескрайние просторы! На снимке – цвет тракторного завода во главе с его лидером Л.М.Ганзбургом!

 

Всеволод Копейко